|
Скандал случился во время IX Международного фестиваля документального кино Docudays UA, посвященного правам человека. Сопродюсер фильма «Шахта №8» Олена Фетисова буквально за час до показа 25 марта 2012 года потребовала изъять картину из конкурсной программы.
Мы недавно обсуждали ситуацию, когда министерство культуры Украины отказывало в разрешительном прокатном удостоверении фильму Джаника Файзиева «Август. Восьмого». Но в этот раз инициативу проявили сами совладельцы «Шахты №8». И ведь профессионалы должны были знать о неприятных последствиях. Фильм в конкурсе был заявлен заранее. Организаторы напечатали информацию в каталоге фестиваля, на сайте и включили в расписание просмотров. Потому так сложно объяснить подобную непоследовательность действий продюсера, вдруг «прозревшей», что «Шахта №8» - фильм «постановочный и несоответствующий жанру»? Госпожу Фетисову поддерживает совладелец компании «Интерфильм» (обладающей правами на фильм на Украине) Володимир Козыр. Он написал письмо к руководству фестиваля документального кино Docudays UA. В частности в нем сказано: «Режиссер Марьяна Каат пытается любыми способами пропихнуть фильм, который является насквозь лживым, постановочным, с постановочными фактами и разыгранными мизансценами. Не имеет никого отношения к документальному кино и теме защиты прав человека. Обращаем ваше внимание, что в случае показа фильма ваш фестиваль становится пиратом и нарушителем авторского права, и будет отвечать в соответствии с международным законодательством и законами Украины». Письмо получило огласку, так как его публично прочитала в эфире телеканала ТВі член отборочной комиссии Алла Тютюннык. Заметим со своей стороны, что высказанные упреки в адрес режиссера почему-то не мешали отправлять картину на международные кинофестивали за пределами Украины и получать там награды и хорошую прессу. Один из лучших специалистов в области документального кино, киновед и отборщик международных документальных кинофестивалей Виктория Белопольская так и не могла вспомнить за свою практику подобного случая: «Продюсеры, как правило, люди ответственные. К тому же фестиваль и владельцы фильма подписывают соглашение, нарушение которого равно пренебрежением фестивальной этикой».
О чем же фильм Марьяны Каат, что к нему бывшие партнеры считают возможным применять подобные двойные стандарты? Главный герой документальной драмы - пятнадцатилетний Юрий. На его хрупких плечах - старшая и младшая сестренки, пьющая мама с пьющим отчимом. Единственная для него возможность заработать хоть какие-то деньги - добыча угля в нелегальных шахтах. Тут уж не до школы, хотя была мечта выучиться на повара-кондитера, но из-за пропусков Юру отчислили из училища. И в этом мужичке с детским лицом столько внутреннего достоинства, светлого начала, что у зрителя без всяких внешних режиссерских подсказок и назиданий возникает уважение к сильной личности и презрение к нынешней власти, в пылу политических страстей забывшей о собственных гражданах. В России картина «Шахта №8» была показана неоднократно. И, например, на фестивале документального кино «Лавр 2011» фильм Марьяны Каат получил приз в номинации «Лучший полнометражный неигровой телевизионный фильм». Познакомилась я с Марьяной Каат на международном кинофестивале «Флаэртиана» в Перми в прошлом году. «Шахта №8» жюри отметило вторым призом. И на вопрос, как режиссер из Эстонии решилась снимать на Украине, ответ услышала типичный для «Флаэртианы», раздвигающей границы географии: «Снимали совместный с украинскими партнерами фильм в Эстонии. Решили, что надо и нам отправиться на Украину. Все мы из постсоветского пространства, и потому многие проблемы схожи». На украинских сайтах, опубликовавших информацию о снятии фильма с конкурсной программы DOCU/RIGHT, идет горячее обсуждение скандальной ситуации. И подавляющее большинство на стороне режиссера и фильма, который все желающие могут посмотреть на портале YouTube. Так что попытка запрета, да еще со стороны самих сопродюсеров, только добавила интереса к фильму. Как и позора запрещающей стороне.
| |