|
Денежно-кредитная политика должна быть по-прежнему ориентирована на снижение инфляции, а финансовая - на усиление надзора
Экономические достижения России продолжают базироваться на высоких ценах на энергоносители, что требует возврата к бюджетной политике, направленной на пополнение резервов, пока цены на нефть сохраняются на высоком уровне, пишет Всемирный банк в своем новом докладе, озаглавленном «Поддержка роста и снижение рисков». ВБ понизил прогноз роста реального ВВП России в 2012 г. до 3,5% с прежних 3,8%. В 2013 г. банк ждет роста российской экономики на 3,9%. Среди рисков, которые могут привести к замедлению роста, ВБ называет падение цен на нефть, обусловленное низким уровнем мирового спроса, а также возможным устранением перебоев в поставках нефти. В случае сохранения в 2012 г. и 2013 г. цен на нефть на уровне $125 за баррель экономика России может вырасти на 4% и 4,2% соответственно. Слишком полагаться на высокие цены на нефть ВБ не советует: темпы роста российской экономики уже сейчас невысоки даже несмотря на их рекордный уровень. «Рост обрабатывающих отраслей промышленности во втором полугодии 2011 г. замедлился. Инвестиции в основной капитал остаются ниже докризисных уровней, а объемы прямых иностранных инвестиций по-прежнему незначительны», - перечислил слабые места российской экономики основной автор доклада, координатор странового сектора по вопросам экономической политики Каспар Рихтер. «Ненефтяной дефицит счета текущих операций достиг в 2011 г. рекордного уровня в 13% ВВП, что подчеркивает зависимость российского экспорта от мировых цен на нефть. Ненефтяной дефицит бюджета сохраняется на уровне, близком к 10% ВВП и, согласно прогнозам, еще больше увеличится в текущем году Инфляция, скорее всего, вырастет во втором полугодии текущего года по мере того, как начнет сказываться отложенное повышение цен на коммунальные услуги и бензин, а также давление на цены вследствие напряженности на рынках труда», - добавил он (цитаты по пресс-срелизу ВБ). При этом аналитики ВБ выражают обеспокоенность, что среднесрочный федеральный бюджет на 2012-2014 гг. подвергается дополнительному давлению в сторону увеличения расходов, связанных с масштабной программой модернизации Вооруженных сил, обязательствами по повышению денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников остальных силовых ведомств. Дополнительные расходы бюджета на реализацию предвыборных инициатив премьер-министра, избранного президента Владимира Путина, ВБ оценил в 0,5-1,5% ВВП в год в течение последующих 6 лет. ВБ советует России, во-первых, проводить бюджетную политика направленную на пополнение бюджетных резервов, пока цены на нефть сохраняются на высоком уровне. Это, по мнению экспертов банка, позволит не только подготовиться к следующему кризису, но и будет гарантией того, что бюджетная политика не станет проциклической по мере ликвидации разрыва между фактическим и потенциальным объемом выпуска. Во-вторых, денежно-кредитная политика должна быть по-прежнему ориентирована на снижение инфляции, а финансовая политика - на усиление надзора. Эти меры, наряду с устранением структурных барьеров для экономического роста и улучшения деловой среды, должны укрепить устойчивость российской экономики к колебаниям экономической конъюнктуры и обеспечить ее диверсификацию. Специальная тема доклада - присоединение России к Всемирной торговой организации, которое произойдет летом 2012 г. Его эксперты ВБ считают уникальной возможностью для экономического развития России. По их оценке, преимущества от вступления в ВТО для России в среднесрочной перспективе составят около 3% ВВП в год, при этом дополнительный рост заработных плат составит 4-5%, а более чем 99% домохозяйств получат дополнительный доход. В долгосрочной перспективе ежегодные выгоды от присоединения к ВТО могут составить около 11% ВВП при дополнительном росте заработных плат примерно на 13-17%. Российское правительство, похоже, согласно с основным тезисом ВБ. На прошлой неделе стало известно, что впервые после кризиса решено ограничить использование нефтегазовых доходов. До кризиса нефтяные сверхдоходы направлялись в стабфонды, но в 2008 г. страна начала расходовать их на антикризисные меры. При обсуждении бюджета на следующие три года Минфин предложил в 2013 г. установить планку цены на нефть в $97 за баррель, в 2014 г. - $95 за баррель, в 2015 г. - $92 за баррель, а в 2016 г. - $90 за баррель, следует из предварительных предложений министерства. Минфин предлагает, чтобы все доходы сверх цены отсечения шли в резервный фонд до достижения им нормативной величины (7% ВВП), а затем - в фонд национального благосостояния (ФНБ).
| |