|
После аварии на АЭС «Фукусима» прошел год, однако Япония еще не решила - отказаться от атомной энергетики или продолжить ее развитие внутри страны. Несмотря на то, что работа почти всех АЭС приостановлена - из 54 реакторов работает лишь один, и большая часть населения не поддерживает восстановление их работы, - японские энергокомпании ведут переговоры о новых поставках обогащенного урана, а японский парламент ратифицирует межправсоглашения о мирном использовании атомной энергии с рядом стран, в том числе и РФ. О совместных проектах РФ и Японии в области мирного атома и о том, почему они актуальны - несмотря на «Фукусиму» - рассказал глава Tenex-Japan - дочерней компании российского экспортера ядерных материалов «Техснабэкспорта» - Сергей Плужник.
- Сейчас в Японии сложная ситуация: почти все реакторы приостановлены, большая часть населения не поддерживает восстановление их работы. В то же время Техснабэкспорт заявляет, что ведет переговоры о заключении новых контрактов с японскими компаниями. Почему японские компании по-прежнему заинтересованы в новых контрактах, в то время как не совсем ясно будущее атомной энергетики в стране?
- Действительно, в Японии сложилась непростая ситуация. Несмотря на то, что от радиации непосредственно никто не пострадал, в обществе развилась радиофобия, или, другими словами, боязнь атомной энергетики. В этих условиях политической власти и промышленности приходится кропотливо трудиться над задачей восстановления доверия населения к японским АЭС и к японскому уровню развития научно-технического потенциала в области атомной энергетики.
Энергетические компании Японии являются крупнейшими налогоплательщиками в бюджеты разного уровня. Длительная остановка реакторов отражается непоступлением значительной части налогов в местные и префектуральные бюджеты, и в бюджет страны в целом.
Второе: после аварии на «Фукусиме» потребление газа в Японии выросло по сравнению с предыдущим годом больше чем на 25%, соответственно, стоимость углеводородных энергоносителей тоже подскочила. Это тяжелым бременем ложится на потребителей. Так, в центральном регионе Канто, который обслуживает компания ТЕРСО, стоимость электричества заметно выросла.
На фоне высокого курса иены и высокой стоимости электроэнергии экспортный потенциал Японии смещается в зону риска. Начались первые разорения среди производителей элементной базы, чипов памяти, микрокомпьютеров, крупнейшие производители бытовой электротехники терпят громадные убытки. Потому что кроме громадной емкости внутреннего рынка, где все продается и покупается в иенах, есть еще экспорт. У каждой компании по-разному сформирован баланс внутреннего рынка и экспортной программы, а на фоне высокого курса иены компании уже не могут конкурировать с производителями из Тайваня, Южной Кореи и др. Некоторые крупные японские автомобилестроители всю свою экспортную программу вывезли за рубеж, оставив в Японии производство автомобилей только для внутреннего рынка. Скажем, до ноября 2011 года все автомобили одного из крупнейших японских производителей, которые продавались в Южной Корее, производились в Японии. С ноября прошлого года они уже начали завозиться в Корею с заводов, расположенных в США.
Все эти экономические процессы развиваются достаточно инертно, но, по моему впечатлению, Япония уже подошла к пониманию того, что атомные станции необходимо запускать. Все стресс-тесты на АЭС большинством компаний пройдены, и пройдены успешно. Не исключаю и надеюсь, что в апреле-мае в Японии будут запущены первые из остановленных атомных блоков.
- Решение о запуске реактора принимается на уровне местных властей?
- Нет, фактически решение принимается «триумвиратом» в составе энергокомпании, правительственных регулирующих органов и органов местного самоуправления. На законодательном уровне такой порядок не закреплен, но есть договоренности, что разрешения должны давать и местные префектуральные органы самоуправления.
- У «Техснабэкспорта» есть контракт на поставку топлива для 1,2 и 4-го блоков «Фукусимы-1». Ранее говорилось, что российская компания ведет переговоры о том, чтобы компенсировать нереализованные из-за аварии поставки поставками в будущем. На какой стадии эти переговоры, удалось ли уже о чем-то договориться?
- В отношении атомной отрасли, атомно-энергетического сообщества, причем в глобальном масштабе, а не национальном уровне, можно сказать, что это своего рода одна большая семья. И здесь, как и в любой семье, могут быть какие-то мелкие шероховатости, какое-то недопонимание, но если у кого-то случилась беда, то это касается всех. Здесь нельзя отсидеться или сделать вид, что нас это не касается. Поэтому то, что произошло с «Фукусимой», коснулось всего атомного сообщества. Но мы также понимаем, что атомная энергетика не закончилась после «Фукусимы». Компания ТЕРСО - это по-прежнему одна из крупнейших энергокомпаний в мире, важный и уважаемый партнер. Техснабэкспорт - это один из четырех поставщиков услуг по обогащению. Мы сотрудничаем уже много лет и будем и дальше вместе работать.
- Но со схемой компенсации уже определились или продолжается переговорный процесс?
- С точки зрения принятой в Японии деловой практики подробно комментировать состояние переговоров не совсем корректно. Могу лишь констатировать, что мы прекрасно понимаем нынешнее состояние ТЕРСО. И чем скорее ТЕРСО оправится и встанет на ноги, тем лучше будет не только ТЕРСО, но и нам. Поэтому мы стараемся создать ТЕРСО комфортные условия для восстановления и желаем ей в этом успеха.
- Если вернуться к новой контрактации. Сколько, например, новых контрактов в этом году планируется с Японией заключить?
- Сейчас мы ведем работу по трем-четырем контрактам. Если все удачно сложится, мы их заключим.
В то же время на этом рынке по многим проектам мы работаем не только в интересах Техснабэкспорта, но и в интересах других компаний госкорпорации «Росатом». Мы сейчас хорошо знаем практически все энергокомпании, всех людей, которые там работают, у нас с ними сложились хорошие партнерские отношения. Соответственно, другой важный аспект, в направлении которого мы работаем - это создание устойчивых партнерских отношений с японским машиностроительным комплексом, с реакторостроителями, а это такие компании, как Toshiba, Mitsubishi и Hitachi.
Полный цикл производства, то есть и машиностроительные комплексы, и услуги по ядерно-топливному циклу, имеют, наверное, только две страны и две компании - это «Росатом» и французская Areva. При всей технологической продвинутости японских машиностроителей у них не хватает ядерно-топливного цикла, а многие страны-юниоры, которые стремятся развивать у себя атомную энергетику, - к примеру, ОАЭ, Вьетнам, Турция, - у них нет опыта ни в строительстве, ни в эксплуатации, ни в ядерно-топливном цикле. Поэтому, как правило, они формируют тендерные условия, чтобы не только строить станцию «под ключ», но и дать гарантии ее снабжения топливом на всю жизнь.
При этом понятно, что японские компании будут экспортировать ядерные технологии с учетом их опыта, их технологического развития и уровня технологий сейсмоустойчивого строительства. Они будут строить в мире свои станции, будут строить в Азии, может быть, в Европе, США. И тут мы можем очень хорошо друг друга взаимно дополнять.
- Я правильно понимаю, что как раз для этих целей планируется создать сбытовое СП с Toshiba?
- И не только. Мы открыты для сотрудничества и с Mitsubushi, и с Hitachi.
- Если о планах сотрудничества с Toshiba известно, то о партнерстве с другими компаниями Техснабэкспорт еще не говорил.
- Да, мы ведем диалог со всеми компаниями. Мы оформили свои отношения с Toshiba, и это сотрудничество продолжается. Естественно, «Фукусима» и здесь оказала некоторое влияние, поэтому многие процессы приостановились, притормозились. Но, тем не менее, диалог не прерывался.
С Mitsubushi мы ведем переговоры о том, чтобы открыть маршрут транспортировки ядерных материалов через Дальний Восток. В данном случае мы видим своим партнером именно Mitsubushi. Этот проект прорабатывается при поддержке как российского, так и японского правительства, потому что, со многих точек зрения, открытие такого маршрута позволит минимизировать риски распространения, риски утраты материала, потому что сейчас зачастую ядерный материал возится вокруг всего земного шара для того, чтобы попасть в Японию или в Корею. А от Дальнего Востока до портов Японии судам всего два дня хода.
| |