|
Юрий Любимов выпустил первый спектакль после ухода из театра на Таганке. В театре имени Вахтангова легендарный режиссер поставил «Бесов» Достоевского. Ольга Подолян одной из первых увидела новый спектакль мастера.
Самая ожидаемая премьера года. Патриарх российского театра Юрий Любимов представляет свой новые спектакль «Бесы» на сцене театра имени Вахтангова. Корреспондент радио «Вести ФМ» Ольга Подолян одной из первых увидела новую постановку мастера и узнала у режиссера, почему роман «Бесы» сегодня звучит как предупреждение.
Спектакли Юрия Любимова - это всегда событие в театральной жизни. Но к «Бесам» интерес особый. Это первая постановка мастера после ухода из театра на Таганке.
Летом прошлого кода, когда в созданном Любимовым театре разразился громкий скандал, многие думали, что после отставки 94-летний режиссер уйдет на пенсию.
Но Юрий Петрович не собирался брать творческую паузу и практически сразу приступил к двум постановкам. В Большом театре он работает над оперой «Борис Годунов». В театре имени Вахтангова поставил - «Бесов».
Сцена театра имени Вахтангова для Любимова, можно сказать родная. Именно здесь он начинал свой творческий путь. И вернулся сюда, чтобы поставить спектакль по роману, который, по мнению режиссера, сегодня звучит, как предупреждение, для России, для мира, для каждого. Любимов признается, в этой постановке ему, как режиссеру надо было просто следовать за Достоевским.
«Я его не дописывал, и никаких вольностей прогрессивных себе не позволял, я придерживаюсь такого принципа - взял великого классика, которого знает весь мир, и не имею права его переделывать2, - говорит Любимов.
Жанр постановки Любимов определил как концертное исполнение романа. В спектакле звучит музыка из балета Стравинского "Петрушка". А черный рояль становится центром сценической композиции. К "Бесам" Юрий Петрович обращается во второй раз. Почти тридцать лет назад он уже ставил "Бесов" в лондонском театре "Альмида". Но нынешний спектакль кардинально отличается от той постановки, подчеркивает режиссер.
"Новая композиция, абсолютно новая, я ее переделывал полгода. Я сделал главным лицом Ставрогина. Именно поэтому он так условно убивает себя в финале", - рассказывает режиссер.
Над постановкой Любимов работал почти два месяца. Сжатые сроки диктовали особый график -94-летний режиссер проводил репетиции два раза в день. Исполнитель роли Ставрогина - Сергей Епишев говорит, что к режиссерской манере Любимова надо было привыкнуть, забыть об импровизациях и следовать только его рисунку роли.
"Работали непросто, проблема основная была в том, что когда Юрий Петрович начал репетиции, спектакль он уже поставил, спектакль уже был готов, и нам надо было сыграть поставленный им спектакль, и надо было настроиться на Юрия Петровича, услышать его, понять, что он хочет, максимально точно выполнить предложенные им задачи", - вспоминает актер.
Этот спектакль открыл для актеров театра Вахтангова двери в другой театр, авторский театр Юрия Любимова, - признается актриса Елизавета Крегжде.
"Сложность заключалась в том, как максимально достоверно передать другой театр, научиться ему, овладеть им, раскрыть двери в новую комнату, в которой ты еще ничего не знаешь и постепенно ее постигаешь", - - уверена актриса.
Уходя из театра на Таганке, Юрий Любимов обещал посвятить "Бесов" актерам Таганки. Перед премьерой режиссер признался, что это была всего лишь шутка.
В его полувековой карьере началась новая страница. А зрительский интерес остался неизменным. Билеты на "Бесов" были раскуплены еще за месяц до премьеры.
| |