|
В Сочи завершил работу мировой инвестиционный форум. Главное его отличие от предыдщих таких сборов — в том, что совершенно по-новому были представлены соседние с Сочи кавказские республики. При этом в последние недели на Кавказе отмечен всплеск террористической активности.
О том, как инвестиции в южные республики помогут избавиться от терроризма, в интервью «России 1» рассказал полпред президента в СКФО Александр Хлопонин .
- Во всем том, что говорится о развитии Кавказа, всегда присутствует элемент, связанный с господдержкой. До 70 процентов здесь, до 100 процентов - в Чечне. Мне сегодня сами члены чеченского правительства это сказали. А все-таки частный бизнес как привлечь?
- Нет, это ошибка, заблуждение. Это не стопроцентная поддержка со стороны государства. Это страхование рисков. То есть речь о том, что любой проект, который будет развиваться, в том числе который находится сзади нас, - мы говорим о том, что здесь государство участвует в проекте в унисон один к шести. То есть через механизм особых экономических зон, которые капитализируются на 5 миллиардов, а в дальнейшем до 60 миллиардов, государство вкладывает в инфраструктуру, допустим, рубль, а 6 рублей частный инвестор вкладывает уже в развитие самого этого проекта.
- Когда слышишь в одном предложении словосочетание особая экономическая зона и, скажем, там, налоговые льготы, воспоминания очень яркие из 90-х годов всплывают в памяти.
- Это не оффшорные зоны.
- Не разворуют?
- Нет. Я сразу хочу объяснить, что к оффшорным зонам это не имеет никакого отношения. Речь идет о том, что если на территории реализуется такой крупный проект, как проект, который мы видим, горнолыжный кластер, или особый промышленный парк, или еще что-нибудь другое, то государство готово временно освободить, на определенный период времени, это предприятие, когда оно уже запустится, от федеральной части налога, дать ему льготы. Но на определенный период времени, до момента раскрутки этого проекта. Это не оффшор. Это не значит, что я могу сегодня зарегистрироваться в этом предприятии, а сам производством заниматься, допустим, в Башкирии или где-то другом месте.
- Как бывало не раз и не два.
- Ничего. Это только по тем предприятиям, которые здесь реально работают. Где есть рабочие места. Это все по другой схеме контроля.
- Особый порядок управления, когда вы хотели свести через полпредство, да, создать новую своего рода региональную вертикаль. Он все-таки что предполагает, из каких ведомств вы собираете кусты? То, что бюрократии становится меньше, добавляет управляемости или наоборот?
- Ну, к сожалению, бюрократия, сколько с ней не боролись, а ее меньше не становится. Мы сегодня на Кавказе имеем 24 тысячи федеральных служащих, 24 тысячи. Это я не беру правоохранительные органы, в сторону отбрасываем. 24 тысячи федеральных служащих, которые управляются из Москвы 34-мя министерствами и ведомствами соответствующими. Эта система абсолютно не прозрачна, не управляема. Плюс к этому существуют федеральные целевые программы, которые идут через министерство регионального развития. А дальше есть отраслевые программы. Вот попытаться сегодня собрать в единый центр. Сколько денег из федерации сегодня выделяется на республику, практически невозможно понять.
- Невозможно понять и подсчитать.
- Потому что они все растворены, и поэтому невозможно подсчитать, насколько они эффективно используются. Мы потихоньку будем выстраивать систему, чтобы правильно и эффективно управлялась система контроля.
- Думаете, сможете перебороть кумовство кавказское?
- Кумовство на Кавказе - это позитив, а не негатив. Дай бог, чтобы оно развивалось. Только надочтобы не срослось кумовство и государственное управление, да. Это две разные вещи. А в принципе, кумовство, если бы оно развивалось, это было бы очень хорошо. Сама система управления будет выстраиваться по-другому. Первое, с чего начинается. Принято решение по созданию правительственной комиссии Кавказа, которую должен возглавлять сам председатель правительства.
- Сам премьер, я правильно расслышал?
- Да. Председатель правительства Владимир Путин будет возглавлять эту комиссию. Он будет периодически, раз в квартал, подводить итоги работы на Кавказе по реализации этих вещей. Второе, то, о чем мы говорим. Мы говорим о том, что мы создаем министерство регионального развития. В рамках министерства регионального развития появляется заместитель министра регионального развития по Кавказу. С местом расположения на Кавказе непосредственно. С управлением, состоящим из 30 человек. Которое как раз будет выполнять функцию централизации всех федеральных ресурсов, которые проходят сегодня на Кавказе, для того, чтобы реально оценивать уровень готовности, подготовки и так далее, и тому подобное. Это такой фильтр, который создается на этом уровне.
- Москвичей будете привозить, или из местных?
- Конечно, не «напривозишься», что называется. Но, тем не менее, будем стараться привозить людей поначалу из Москвы на уровень руководителей. А дальше будем смотреть в республиках, обучать, готовить кадры и ставить местных. Вот я думаю, что эта система потихонечку позволит нам исправить ситуацию. Главное, поставить ее под контроль. Надеемся на это очень.
- Самое последнее. Я не случайно предложил вам именно на осетинском стенде встретится, потому что все-таки последние трагические события связаны именно с Осетией. Чем вы объясняете всплеск всех этих очень неприятных событий в последние недели. Может быть, это окончание жизни зеленки - скоро упадет листва, и негде будет прятаться? Почему?
- Вы знаете, можно много версий по этому поводу приводить. И каждая из них будет иметь право на существование. Можно приводить версию того, что сегодня очень активно проводят контртеррористические операции правоохранительные структуры. Я могу сказать, что мы достигли на самом деле выдающихся результатов. В прошедший период уничтожено большое количество очень знаковых главарей бандформирований.
- Действительно, было очень много сообщений.
- Правда. Это на самом деле за последний период времени это очень серьезные проведенные контртеррористические операции. И сегодня поросль этих маразматиков, которые, они пытаются показать. У них финансовый год заканчивается, надо показать, там, перед спонсорами, которые финансируют этих подонков, что они существуют, никуда это не пропало, ничего не разбежалось. От этого и хаос. Это одна версия. Вторая версия - которая существует и реально тоже имеет право на существование - сегодня в республиках поменялись руководители в ряде республик. И идет, собственно говоря, перегруппировка кланов определенных. Собственно, идет вытеснение. И вот на этом фоне идут столкновения уходящих кланов с кланами, которые приходят. Тем не менее, что бы мы ни говорили, гибнут люди. А в этой ситуации вывод только один: надо одной рукой их уничтожать и делать все возможное - сегодня действительно мы уже научились по ним работать - а с другой стороны, быстрее реализовать те качественные проекты, о которых мы говорим. Создавать рабочие места и сделать так, чтобы люди поверили, что на Кавказе можно работать, зарабатывать и достойно жить.
| |