|
Стартовала конкурсная программа театрального фестиваля и премии «Золотая маска», самой престижной театральной награды России.
Во вторник, 27 марта, началась официальная часть фестиваля «Золотая маска». Впрочем, и без того масштабный смотр разросся уже до таких размеров, что вместить все его события в три недели не удаётся - так, спецпрограмма «Новая пьеса» (наследница дочернего фестиваля «Новая драма», закрытого несколько лет назад) прошла ещё в начале марта, а внеконкурсная «Маска плюс» продолжается с середины месяца и будет идти до закрытия фестиваля. В конкурсе фестиваля на этот раз представлен 51 спектакль из 13 городов России; как всегда, преобладают московские и петербургские. Открылась основная программа постановкой «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» Валерия Фокина в «Сатириконе». Моноспектакль Райкина по «Запискам из подполья» входит в число явных фаворитов фестиваля: его дружно расхвалили критики, а его режиссёр и исполнитель уже неоднократно становились лауреатами «Маски». Также среди наиболее вероятных претендентов на звание «лучший драматический спектакль большой формы» из Москвы - безумная «Чайка» Юрия Бутусова в том же «Сатириконе», чинные «Будденброки» Миндаугаса Карбаускиса в РАМТе и один из самых сложных спектаклей Эймунтаса Някрошюса «Калигула» в Театре Наций (с Евгением Мироновым в главной роли). А среди номинантов в «малой» форме - «Отморозки» Кирилла Серебренникова по «Саньке» Захара Прилепина, одна из самых острых российских политических постановок последних лет. Спектакль о современных революционерах, вышедший задолго до выборов в Думу (и составивший дилогию с «Околоноля» по одноименной книге Натана Дубовицкого), в последние несколько месяцев оказался гораздо актуальней, чем можно было подумать после премьеры. Из Петербурга на «Маску» претендуют три драматических театра, каждый из которых участвует в фестивале постоянно. «Александринка» привозит психоделическое «Счастье» Андрея Могучего: питерский авангардист, в январе дебютировавший в столичном театре Наций спектаклем «Circo Ambulante», задумывал «Счастье» как вольное прочтение «Синей птицы». В итоге, правда, от Метерлинка он не оставил ничего, сочинив собственную запутанную историю о приключениях сегодняшних Тильтиль и Митиль. Детский спектакль длится 3 часа с двумя антрактами и напоминает нечто среднее между мультфильмом и компьютерной игрой. Консервативные родители пишут гневные отзывы на спектакль в интернете - а их дети визжат от восторга. Ещё одну премьеру Александринского театра в Москве не покажут: «Ваш Гоголь» Валерия Фокина идёт на спрятанной за квадригой Аполлона малой сцене «Александринки», и ни для какого другого пространства приспособлен быть не может. Не смогут увидеть москвичи и других номинантов - «Трёх сестёр» Льва Додина в Малом Драматическом Театре. Зато приедут другие «Три сестры», поставленные Львом Эренбургом в Небольшом Драматическом театре. Эренбург, уже получивший «Маску» несколько лет назад за поставленую в Магнитогорске «Грозу», обычно работает этюдным методом и делает жёсткие натуралистичные спектакли. «Сёстры» не столь радикальны, в них почти нет переписывания текста, а физиологизмы сведены к минимуму: герои не корчатся в страшных припадках и не раздеваются догола. Тем не менее, эренбурговская любовь к истерике и сильным эмоциям даёт о себе знать, и о чеховских полутонах на спектакле не вспоминаешь, а к каноническому тексту то и дело добавляются неожиданные подробности вроде контузии Вершинина. В драматическом конкурсе спектаклей большой формы участвуют постановки и из других городов, но по странному совпадению все они созданы питерскими режиссёрами. «Без вины виноватых» Островского выпустил в Екатеринбургском ТЮЗе Григорий Дитятковский, долгое время активно ставивший в Петербурге, но в последние годы почти пропавший из поля зрения фестивалей. Драму о потерявшей и снова обретшей сына актрисе Кручининой он превратил в рассказ о театре XIX века на его языке - в спектакле даже используется старинная театральная машинерия для создания эффектов вроде грома и завываний ветра. А молодой режиссёр Роман Феодори, уже показавший в рамках «Новой пьесы» свою версию «Наташиной мечты» Ярославы Пулинович, поставил в Алтайском Театре Драмы имени Шукшина (Барнаул) «Мамашу Кураж и её детей» Бертольда Брехта. Он не стал прибегать к явному осовремениванию, но заставил текст прозвучать с брехтовской мощью. Так, что изобличительные монологи героев кажутся написанными и произнесёнными не 70 лет назад, а прямо сейчас. Единственный представитель провинции в «малой» форме - «Однорукий из Спокэна» по пьесе Мартина Макдонаха («Человек-подушка», «Калека с Инишмаана», фильм «Залечь на дно в Брюгге») в постановке Пермского театра «У Моста». Режиссёр Сергей Федотов несколько лет назад открыл для России тогда ещё никому у нас неизвестного ирландского драматурга Мартина Макдонаха (которого затем стали ставить едва ли не одновременно в четырех театрах) а теперь первым в стране поставил его новую пьесу о бедном американце, 40 лет ищущем хулиганов, которые в детстве отрезали ему половину руки. Все спектакли Федотова по Макдонаху похожи друг на друга: смесь натурализма, бытоподобия, гротеска и психологической актёрской школы. «Однорукий» Макдонаха заслуживает, возможно, более глубокого подхода - но в любом случае это отличный шанс услышать текст пока официально не изданной у нас пьесы. Список участников номинации «Эксперимент», в которой обычно собирают и оценивают все новое, на этот раз выглядит парадоксально - хотя бывший конкурс «Новация» уже давно сменил название, в списке соискателей этой премии из года в год по-прежнему остаются одни и те же лица. Так, создатель театра «Дерево» Антон Адасинский претендует на неё в четвёртый раз, теперь со спектаклем «Арлекин», в котором он с помощью приёмов пластического театра исследует процесс вочеловечивания актёра-марионетки. Ещё один рекордсмен «Эксперимента» (для него это пятый дубль) - легендарный питерский AXE, считающийся одним из российских первооткрывателей «театра художника», покажет свой сложносочинённый проект «Депо гениальных заблуждений». Его сложно назвать спектаклем как таковым - это серия одновременно идущих перформансов и инсталляций, замысловатых фантазий на темы 10 опровергнутых теорий в разных областях науки. Впервые в «Эксперименте» участвует лишь коллектив спектакля Театра.doc «Зажги мой огонь»: автор Саша Денисова и режиссёр Юрий Муравицкий придумали постановку о рок-звёздах Джиме Мориссоне, Дженис Джоплин и Джимми Хендриксе, в которой актёры говорят о них через рассказы о своих собственных судьбах. В жюри «Золотой маски» входят, как всегда, ведущие российские актёры, режиссёры, сценографы, театроведы. В этом сезоне среди них актриса МХТ Алла Покровская, главный редактор журнала «Театр», арт-директор фестиваля «NET» Марина Давыдова, обозревательница «Афиши» и куратор спецпрограмм «Маски» Елена Ковальская, постоянный оформитель спектаклей Василия Бархатова и Евгения Писарева Зиновий Марголин. А возглавит жюри худрук Театра Вахтангова Римас Туминас. Впрочем, от итогов премии вряд ли стоит ждать больших сюрпризов - как показывает опыт прошлых лет, каким бы ни был состав жюри, его участники всегда придерживаются похожей логики, и новые имена в числе лауреатов появляются крайне редко. Однако и без неожиданностей всё-таки не обходится: точно предсказать результаты «Маски» никогда невозможно. Остаётся только ждать 16 апреля, когда они будут объявлены.
Автор: Николай Берман
| |