|
Одно-единственное лекарственное средство способно содействовать значительному уменьшению злокачественных новообразований или даже полному их исчезновению в случае рака груди, толстой кишки, мочевого пузыря, мозга, печени и простаты.
О результатах исследования сообщает «Компьюлента».
Впрочем, пока это продемонстрировано только на мышиных моделях. Настоящей панацеей является антитело, которое блокирует появление сигнала «не ешь меня», обычно ловко устанавливаемого раковыми клетками. Отсутствие такого предупреждения убеждает иммунную систему в необходимости немедленного уничтожения мутанта.
В последние годы лаборатория г-на Вейссмана показала: блокирование CD47 с помощью специально разработанных антител заставляет иммунную систему распознавать раковые клетки как вражеские, что в конечном итоге приводит к полному излечению некоторых случаев лимфомы и лейкемии на мышиных моделях.
Теперь же Ирвингу Вейссману и его коллегам удалось показать, что блокирующее CD47 антитело может иметь гораздо более широкую область применения, чем просто рак крови, поскольку учёные обнаружили повышенное по сравнению с нормальными клетками содержание CD47 на всех типах протестированных раковых клеток. Кроме того, оказывается, объёмы CD47, выделяемые раковой опухолью, могут служить чуть ли не количественным параметром при определении шансов пациента на выживание.
Для того чтобы выяснить, является ли блокирование CD47 продуктивным подходом, учёные свели вместе клетки рака и иммунной системы (макрофаги) в одной чашке Петри. Без антитела, блокирующего CD47, макрофаги попросту игнорировали онкоклетки. А в присутствии оного макрофаг немедленно начинал поглощать и уничтожать опухоли любых типов.
Затем исследователи трансплантировали человеческие раковые клетки в мышиные ноги (здесь опухоль удобнее всего наблюдать). Когда грызуны подвергались воздействию анти-CD47-препарата, опухоль немедленно начинала спадать и не распространялась по организму. Для большей конкретики расскажем о таких наблюдениях. Мыши с имплантированным раком мочевого пузыря демонстрировали распространение онкозаболевания дальше в лимфоузлы в десяти случаях из десяти. Напротив, при обработке анти-CD47-препаратом других десяти мышей с тем же типом рака только одна из них показала признаки метастазов в лимфатические узлы, а размер самой опухоли уменьшился. В случае со вживлённым раком толстой кишки опухоль «сжалась» менее чем до одной трети от начального имплантата (в среднем), что, конечно, воодушевит людей с генетически наследованным синдромом Линча. Но ещё более удивительные вещи происходили с раком молочной железы. Все пять мышей с этим типом имплантированного недуга, прошедшие курс лечения с помощью анти-CD47, полностью избавились от признаков рака и остаются абсолютно здоровыми вот уже четыре с лишним месяца.
В качестве ответа на животрепещущий вопрос о возможном начале острой формы аутоиммунного заболевания учёные указывают на то, что, хотя макрофаги действительно начнут атаковать здоровые кровяные клетки, уменьшая их количество (остальным типам клеток бояться практически нечего: до них могут докатиться лишь отголоски бушующего где-то там сражения, так как всё будет происходить в пределах кровеносной системы и собственно раковой опухоли), организм быстро справится с производством новой крови, дабы восполнить потери.
Конечно же, на многие вопросы ещё предстоит ответить. К примеру, насколько результат, полученный на мышиных ножках, переносим на реальную ситуацию в человеческом организме. Кроме того, необходимо выяснить, насколько предлагаемая терапия с помощью анти-CD47-препарата совместима с другими типами химиотерапии. На продолжение исследований группа г-на Вейссмана получила $20 млн от Калифорнийского института восстановительной медицины (США), что говорит в первую очередь о признании чрезвычайной важности уже полученных данных.
Автор: Роман Иванов
| |