|
Росфинмониторинг предлагает ужесточить борьбу с различными финансовыми махинациями.
Ведомство представило ряд законодательных инициатив, призванных снизить объёмы отмывания денег, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и возможности для получения коррупционных доходов. Поможет ли очередная кампания победить финансовую преступность, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Гурьянов: Одно из наиболее радикальных предложений - снижение в 10 раз порога, при котором операции по отмыванию денег относятся к преступлениям, совершенным в крупном размере. Если инициатива будет одобрена, то лишение свободы на срок до двух лет будет грозить уже за легализацию суммы от шестисот тысяч рублей.
Целый блок предложений связан с ролью банковского сектора. Так, кредитные организации должны будут выявлять реальных владельцев своих клиентов - юридических лиц. Даётся и определение бенефициара - это человек, который определяет действия той или иной компании.
По мнению самих банкиров, логичнее было бы возложить эту функцию на регистрирующие органы, чем на кредитные организации, которые рискуют лишиться клиентов. Комментирует зампред Ассоциации региональных банков Россия Олег Иванов.
Иванов: Между банками и органами надзора зачастую возникают дискуссии, когда с точки зрения органа банк не выполняет какие-то требования закона, не устанавливает бенефициара. Очень похожая ситуация несколько лет назад возникала по другой категории лиц, которая называется иностранными публичными должностными лицами.
Гурьянов: В ряде случаев кредитные организации могут через суд обязать раскрыть сведения, составляющие банковскую тайну. Вдвое расширяется список критериев, по которым та или иная операция может вызвать повышенное внимание со стороны банков и Росфинмониторинга.
Для того, чтобы разобраться в ситуации, кредитные организации смогут на месяц приостанавливать проведение сомнительных операций.
А по просьбе налоговой службы может быть введена уголовная ответственность юридических лиц, когда они будут попросту ликвидироваться. Именно две последние меры представляются наиболее важными инструментами для борьбы с махинациями, отмечает Олег Иванов.
Иванов: Соответствующий законопроект долгие годы безрезультатно обсуждался в правительстве и Госдуме. Сейчас можно надеяться, что он, наконец, будет принят, и банки получат очень эффективный механизм, позволяющий им действительно очищать банковскую систему от преступных лиц.
Ещё более жёсткие меры, которые предлагаются - фактически принудительная ликвидация тех юридических лиц, которые заподозрены в отмывании или финансировании терроризма. Это вроде бы звучит очень грозно, но в российской действительности мы с вами наблюдаем массовые кампании налоговых органов против фирм-однодневок.
Такого рода практика хорошо знакома в России, но, к сожалению, она показала свою неэффективность в ситуации, когда контроль за собственниками юридических лиц существенно ослаблен.
Гурьянов: Принятие инициатив Росфинмониторинга, безусловно, поможет бороться с коррупцией, отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями, уверена член координационного совета Комитета по борьбе с коррупцией Ирина Рукина. Но очень важно, чтобы в процессе применения нововведений не было никаких исключений.
Рукина: Ведётся работа, но одному можно, а другому нельзя. Самые крупные компании имеют возможность делать то, на чём можно поймать среднюю компанию, не очень крупную компанию. Закон должен действовать одинаково, должен действовать для всех, и эти соглашения должны стать настоящим законом, который выполняется и компаниями уровня Газпрома и компаниями средними и небольшими.
Гурьянов: Скептики опасаются, что такие широкие полномочия могут привести к злоупотреблениям со стороны контролирующих органов, институт банковской тайны серьёзно пострадает, а эффективность борьбы с финансовыми преступлениями только снизится из-за роста числа обращений от банков. Окончательный вариант законодательных поправок поступит в правительство до конца марта.
| |