|
В Петербургской филармонии готовятся к российской премьере известного произведения композитора Софии Губайдулиной.
Сегодня в Петербургской филармонии идут последние репетиции перед важной премьерой. 29 марта впервые в России будет исполнено сочинение Софии Губайдулиной. Сыграет произведение известного российского композитора, живущего в Германии, интернациональная команда музыкантов. Великопостный концерт, посвященный пятой седмице, услышала корреспондент НТВ Юлия Олещенко. Ее имя знает весь мир, а сочиненная ею музыка, кажется, резонирует со всей Вселенной. София Губайдулина - величайший композитор-авангардист современности привезла в Петербург особую премьеру. Ее «Аллилуйя» прозвучит со сцены Большого зала филармонии, а под репетиции отдали целый Михайловский театр. Пока репетиционный класс наполнен шумом обыденных разговоров, шелестом партитур София Асгатовна окружена тишиной театрального музея. Но вступить в диалог с экспонатами не получается: и времени мало, и сосредоточенности требует другое. Через несколько минут прямо с вокзала прибудет дирижер Андрес Мустонен. И вместе с хором Михайловского они отправятся в другое путешествие. То, что российская публика услышит впервые, написано еще в 90-м, когда в ответ на советы старшей сестры написать «Реквием», София Губайдулина сочинила антиреквием. Получив в юности напутствие Шостаковича идти своим неправильным путем, она продолжает творить на грани парадокса. Вместо заупокойной мессы рождается хвалебная молитва «Аллилуйя». Те, кто давно работает с Губайдулиной, не удивляются: эта хрупкая женщина обладает бесстрашием астронавта и мудростью посвященных. Андрес Мустонен, дирижер: «Мы не понимаем и прямо не можем все отдельно понять слово божие. Но через таких композиторов как София Губайдулина, которая переводит нам, мы можем ближе познать трансцендентный мир и взглянуть, что там». Там другое измерение, другие масштабы, другие скорости. Она написала музыку о пространстве, где времени в земном представлении не существует. Где человеческие радости, печали, скорби и ликования сливаются вместе точно голоса хористов. Елена Жаркова, хористка: «Такое ощущение, что находишься где-то не на земле, а где-то между небом и землей. Вот такое состояние». С точки зрения вокальной техники, это крайне сложное произведение. Даже выверив каждую ноту и разобравшись с дыханием, исполнителю требуется глубина, свойственная далеко не всем современным художникам. София Губайдулина, композитор: «Информации сейчас много. Человек, который хочет в это погрузиться, он остается человеком, который все знает, но ничего не пережил. Нужно обязательно иметь какую-то технику ограничения, для того чтобы посмотреть внутрь». Внутренняя тишина и внутренняя громкость не имеют границ. То, что доступно человеческому слуху, Губайдулина то превращает в разбушевавшуюся стихию, то сводит в спасительный унисон. «Аллилуйя» завершается детской молитвой. B финале произведения именно ребенок произносит «Аминь». В традиционном понимании это означает «Да будет так», но в данном случае уместнее менее распространенное, но более точное «Остановись, внимай».
| |