|
В год празднования 200-летия победы в войне с Наполеоном с карты окрестностей Санкт-Петербурга может исчезнуть еще одна усадьба, связанная с именем героя 1812 года.
Фамильная церковь Коновницыных в деревне Кярово стоит на краю обрыва, размываемого талыми водами. С 1995 года храм, где захоронен генерал Петр Коновницын и его ближайшие родственники, входит в число памятников федерального значения, но этот факт никак не сказывается на состоянии объекта.
Спутники повседневного служения отца Сергия с погоста Кярово-Крест - Евангелие и автомобиль ГАЗ-66, без которого в условиях бездорожья к Покровской церкви не попадет ни один человек. Пять лет назад священник внутренне противился назначению в заброшенный приход, но оценки менялись по мере знакомства с историей рода Коновницыных.
«Первое впечатление было непонятное, потому что не по своей воле. А потом, все больше и больше вживаясь здесь, я чувствовал, что здесь очень непростое место. Наверное, это связано с тем, что здесь действительно лежит святой человек. Потому что Петр Петрович Коновницын, читая его житие, его биографию - это пока не житие, каждый раз поражаешься», - поясняет отец Сергий.
В своем родовом имении Петр Коновницын провел около десяти лет после отставки, полученной в правление императора Павла. Когда-то вблизи фамильной усыпальницы находился господский дом и роскошный усадебный парк.
Покровская церковь не закрывалась в период религиозных гонений, там сохранилось несколько редчайших семейных реликвий. Так, аналой был изготовлен сыном героя 1812 года Петром Петровичем, Евангелие 60-х годов XVIII содержит посвятительную надпись Екатерины Великой отцу Коновницына, бывшему губернатором Петербурга. Мемориальная доска из розового мрамора, относящаяся к захоронению тети генерала, передает стиль эпитафий XVIII века: «Сей памятник искреннейших чувствований, почтения, любви, воздвигнут братом, чтущим память дорожащей сестры своей, которая, благоговея по Творцу, душою к ближним проявленной, сей храм сооружа священный, достигла дней ея к концу».
С воцарением Александра I Петр Коновницын возвращается в действующую армию. С началом компании 1812 года он руководит арьергардом, сдерживающим наступление Наполеоновских войск. Во время Бородинской битвы генерал на несколько часов заменил смертельно раненого Багратиона.
«Коновницын был дважды контужен во время Бородинского сражения, но и как под Смоленском, не оставил строя. На военном совете в Филях он подал голос за сражение прямо под стенами Москвы. Это говорит, конечно, о его горячем патриотизме», - поясняет военный историк Борис Кипнис.
Пик карьеры Коновницына приходится на послевоенное время. В 1815 году он назначается военным министром, шефом всех военно-учебных заведений и директором Императорского лицея. Жуковский, прославляя Петра Петровича, пишет: «Хвала тебе, славян любовь, наш Коновницын смелый».
В 1822 году согласно завещанию героя 1812 года хоронят в имении Кярово. Интерьер Покровской церкви содержит около десяти фамильных захоронений, и все они, как и сам храм, сегодня находятся под угрозой разрушения.
В конце XVIII века храм строился на отвесном берегу реки Чермы. Рядом до войны действовала плотина, сдерживавшая уровень воды и размывание склона.
«Все, кто наблюдал нашу картину, говорил, что мы находимся на краю. Просто на краю гибели. Почему? Просто потому, что своими глазами мы можем прямо сейчас пойти и увидеть две огромных промоины, находящиеся слева и справа от алтаря, которые свидетельствуют ярким образом о том, что грунт еще каких-то 30-50 лет был намного дальше», - рассказывает протоиерей отец Сергий.
В 1995 году ансамбль Покровской церкви в деревне Кярово вошел в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. От усадебного ансамбля сегодня осталась только церковь и сторожка, в деле ремонта храма отец Сергий может рассчитывать только на помощь прихожан.
В начале XX века вопросы, связанные с юбилеем войны 1812 года, рассматривала специальная межведомственная комиссия. Администрациям губернаторов предлагалось собрать сведения о памятниках войны с Наполеоном, указать в каком они состоянии. А в случае необходимости, назвать суммы, которые нужны на восстановление монументов.
Таким образом усадьба Кярово 100 лет назад оказалась в центре внимания властей Петербурга и Гдовского уезда. О каком-либо административном участии в судьбе бывшей усадьбы Коновницыных сегодня рассуждать нее приходится.
По мнению местного краеведа Андрея Лукашова, ситуация в Кярово еще не самая худшая - место хоть как-то защищено именем Коновницына. В других исторических усадьбах района о строениях уже речь не идет.
«Уже уничтожается ландшафт. Проводятся какие-то работы, вырубается, работают бульдозеры, то есть грунт снимают, и так далее», - отмечает краевед Андрей Лукашов.
Кенотаф со сбитой табличкой на погосте Кярово посвящен сыну Коновницына, декабристу, погибшему на Кавказе.
Историческое захоронение обезличено так же, как и позднейшие захоронения на территории бывшего усадебного парка.
С конца 1990-х годов здесь появился участок гдовских безродных покойников. Сегодня у усадьбы героя 1812 года есть только два варианта развития: сохраниться в качестве давно узаконенного федерального памятника либо прийти к состоянию креста с трехзначным номером.
| |