|
Законодательная дума приступила к разработке закона, который позволит возродить находящуюся в упадке оленеводческую отрасль Хабаровского края.
В рабочую группу, которая готовит статьи и положения законопроекта, привлекаются представители краевых министерств, органов местного самоуправления, руководители и специалисты оленеводческих хозяйств. Им необходимо учесть и совместить в одном правовом акте целый комплекс социально-экономических вопросов: развитие оленеводства невозможно без многосторонней и крепкой государственной поддержки.
Вот что рассказал в беседе с корреспондентом РИАП «Хабаровск онлайн» председатель думского комитета по социально-экономическому развитию края Дмитрий Розенков.
«В советские времена стадо домашних оленей в Хабаровском крае достигало 60 тысяч голов. Сегодня их чуть более 6 тысяч. Оленеводством, как известно, занимаются коренные малочисленные народы Севера. У нас это эвены и эвенки, которые живут в Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском и Охотском районе. Это их исконное занятие. Оно является основой их жизни, культуры и быта.
В конце прошлого столетия оленеводству, как и многим другим отраслям бывшего "народного хозяйства" края, был нанесен тяжелейший удар. Положение усугублялось тем, что лишенная государственной поддержки северная отрасль из-за резко подскочивших и ставших неподъёмными грузовых авиационных тарифов была практически отрезана от рынков сбыта на "материке". Как следствие - резкое снижение поголовья, спад производства, безработица, социальное иждивенчество. Те частные хозяйства, которые ещё продолжают содержать домашних оленей, всё больше отдаляются от современного товарного производства в сторону примитивного натурального хозяйства.
Естественно, что экономические неурядицы "тянут" за собой социальные проблемы. Поэтому нам и нужен отдельный комплексный законодательный акт, который бы помог возродить в Хабаровском крае домашнее оленеводство. Он и будет называться законом "О домашнем оленеводстве". Такое "уточнение" необходимо для того, чтобы впоследствии не возникало путаницы во взаимодействии с природоохранными ведомствами, которые "курируют" среду обитания диких северных оленей.
Соответствующие региональные законы уже приняты в десяти субъектах Российской Федерации. Свой документ мы разрабатываем на основе "оленеводческих" законов, действующих в Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе. Притом, что у нас есть свои особенности и специфика, опыт дальневосточных соседей, где оленеводство очень сильно развито, нам наиболее близок. В Якутии, например, стадо домашних оленей уже насчитывает 260 тысяч голов, здесь отраслью занимаются ответственно и планомерно.
Думаю, что законопроект будет подготовлен достаточно быстро: во втором квартале появится его концептуальный вариант, потом он будет рассмотрен профильным комитетом, затем - процедура его принятия в первом чтении, внесение поправок ко второму чтению, и уже к концу этого года он должен быть принят краевой думой в качестве закона. А в новой региональной программе развития сельского хозяйства, которую готовит краевое министерство сельского хозяйства и продовольствия, появится подпрограмма по развитию домашнего оленеводства, где будут прописаны реальные меры господдержки и объёмы финансовых дотаций для создания соответствующей отраслевой инфраструктуры.
Надо понимать, что оленеводство - это не только деликатесное мясо и мясные изделия. Это ценный "источник" сырья для современной фармацевтической промышленности. Панты северного оленя используются для производства тонизирующих средств и лекарств, которые применяются при анемии, истощении, общем ослаблении организма, при лечении нервных болезней. Из оленьего волосяного покрова также изготавливают субстанции для производства лекарств. Ну и особенно ценится у фармацевтов оленья кровь, которая уникальна по своему составу и является дорогостоящим экспортно-валютным товаром. Из неё изготавливается множество медицинских препаратов. Например, цена 1 грамма стероидного препарата альдостерон, производимого на основе оленьей крови, на мировом рынке превышает 5 тысяч долларов США.
Олень - это донор. В течение жизни он может "отдать" до 50 литров крови. Оснащенные современным технологическим оборудованием цеха по переработке крови северных оленей сейчас строятся на Ямале. Производимое там сырье начали закупать российские, европейские и китайские фармацевтические компании. В том же направлении будет двигаться и наша оленеводческая отрасль.
Подняв поголовье до 100 тысяч оленей, Хабаровский край сделает отрасль рентабельной. Это та планка, перешагнув которую, оленеводство у нас станет бизнесом».
| |