|
Реформа гимназий. Хотя Министерство образования рекомендует оставить в Эстонии примерно 70 гимназий из 230, местные самоуправления готовы сократить число школ примерно до сотни.
Союзы местных самоуправлений по просьбе Министерства образования и науки отобрали сотню гимназий, которые они бы хотели непременно сохранить в ходе гимназической реформы.
Предложения были сделаны после того, как представители министерства побывали во всех уездах, чтобы представить там программу реформы и попросить определить, как можно урезать школьную сеть. Если на Хийумаа самоуправления договорились сохранить одну гимназию, то в Харьюмаа определен минимум в 14 гимназий, а критический рубеж обозначен на уровне девяти гимназий. Хотя план министерства сосредотачивает ядро гимназий в уездных центрах, союзы самоуправлений приложили усилия к тому, чтобы они не исчезали и из сельских районов. Поэтому предложенные муниципалитетами сто гимназий превышают ожидаемое министерством число в 70 заведений. Многие местные самоуправления считают необоснованным, что необходимым условием для продолжения деятельности гимназии являются три параллели и 252 учащихся и хотят, чтобы для сельских гимназий действовали особые условия. В самых малых волостях не соглашаются и с физическим разделением гимназии и основной школы, что может нарушить единство школы и оставить учителей без работы. Если реформа все же произойдет, большинство самоуправлений хотели бы, чтобы она проводилась как минимум на протяжении трех лет, чтобы уже начавшие обучение дети успели закончить образование в том же месте. Однако политическое решение по поводу реального осуществления реформы необходимо принять быстро, уже в ближайшие месяцы. Дело в том, что муниципалитеты озабочены объемом работы, которую необходимо проделать для того, чтобы не допустить резкого снижения качества жизни, обусловленного закрытием гимназий. Например, местные самоуправления Харьюмаа подсчитали, что при сохранении всего девяти гимназий на транспорт для учащихся потребовалось бы 419 410 евро в год. В Пярнуском и Выруском уездах имеющаяся дорожная сеть и отсутствие прямого транспортного сообщения растянуло бы время на дорогу до школы до нескольких часов. Значит, придется инвестировать значительные суммы в создание интернатов для школьников. По оценке вице-канцлера Министерства образования и науки Калле Кюттиса, каждый уезд требует своего особого подхода к ликвидации гимназий. Решения могут быть разными. На первом этапе реформы сельские гимназии могут объединиться и продолжить функционировать одновременно в нескольких зданиях. При этом обсуждается возможность создать при каком-то профессиональном училище гимназический класс. По словам Кюттиса, разделение основных школ и гимназий произойдет само собой, поскольку в маленьких школах учителям не хватает работы. При этом канцлер считает, что местные самоуправления, вероятно, не будут снижать планку и окончательное решение придется все-таки принимать государству. «В общем случае правительство могло бы проявить решительность по поводу требований к гимназиям в крупных городах. В уездных центрах была бы одна государственная гимназия, которая должна соответствовать требованиям, а по отношению к остальным гимназиям следует еще посмотреть, где необходимо сделать региональные исключения», - полагает он. Вице-канцлер считает, что государство должно протянуть руку помощи местным самоуправлениям, в первую очередь с транспортными расходами. Создать автономную систему школьных автобусов, как в Литве, не планируется. Вместо этого будет оказана поддержка автобусному сообщению за счет субсидирования со стороны Евросоюза. Планируется приступить и к созданию новых школьных интернатов. Кюттис признал, что реформа гимназий означает потерю работы для тысяч учителей. Чтобы им помочь, государству придется запустить широкомасштабную программу переобучения. Министр Яак Аавиксоо предполагает к Иванову дню представить законопроект о реформе гимназий в Рийгикогу. Точный список сохраняемых гимназий будет уточнен к концу лета. Школы и учащиеся • В Эстонии сейчас примерно 230 гимназий, цель министерства - сократить их число к 2016 году до 70. • На гимназическом уровне сейчас обучается примерно 25 000 учащихся, но через десять лет их останется 21 000. • Для решения проблемы, согласно калькуляциям министерства, каждой гимназии в будущем необходимо будет иметь хотя бы три параллельных класса, что соответствует расчетной численности в 252 учащихся. В крупных городах - Таллинне, Тарту, Пярну и Нарве - по крайней мере, пять параллелей на 540 учащихся.
| |