|
В конкурсной программе «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска» показали один из самых эпатажных спектаклей нынешнего театрального форума - постановку «Арлекин» театра Derevo.
Об авангардном театре Derevo, появившемся в Санкт-Петербурге почти 25 лет назад, говорят, что он больше западный, чем российский. В 90-х театр отправился за границу, и теперь считается представителем сразу двух городов - Дрездена и Санкт-Петербурга.
Театр Derevo - это детище хореографа, режиссера и актера Антона Адосинского, который не так давно сыграл Мефистофеля в «Фаусте» Сокурова.
И его театр - это экспериментальная творческая мастерская, где демонстрируют новые формы, новый художественный язык, новые жанры. Описать спектакли этого театра практически невозможно, в них нет четкой сюжетной линии, их нужно видеть, в них нужно участвовать, потому что зритель этого театра играет в постановках свою роль. Председатель жюри «Золотой маски» этого года в номинациях драматического театра и театра кукол, художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас говорит, что Derevo - это театральное явление, которое ему, как режиссеру, очень интересно понять:
«Любопытно узнать, чтобы самому понять, в каком пространстве живешь, какой язык театра, как воспринимается, чтобы не состариться. Быстрее я пойму, чем разочаруюсь. Надо разочаровываться в чем-то другом, но не в театре».
Спектакль «Арлекин», который Москва увидела впервые, - это своеобразное посвящение миру театра, подмостков и закулисья. На сцене Арлекин и Пьеретта, они и тряпичные куклы, и влюбленные друг в друга артисты, и солисты бродячего театра, шарманщик и танцовщица. Спектакль собран из сцен, миниатюр, фрагментов и эпизодов, а сыгран с помощью пластики, клоунады, пантомимы, теней.
Эту постановку режиссер и исполнитель главной роли Антон Адасинский называет сказкой, и добавляет: смысл этой сказки каждый зритель понимает по-своему:
«Пусть свое поймут. То, что я пытаюсь сказать, так во мне и останется, может, один из тысячи поймет. Хорошо, что понимают по-своему. Хочется, чтобы люди улыбались, смеялись. Это моя задача - делать сказки, я могу делать тяжелые вещи, но сейчас надо делать сказки».
Зрители спектакля оказались словно за тряпичными кулисами другой постановки и увидели, как кукловод зашивает Арлекину сердце и как грустит Пьеретта. Этот театральный опыт, который заявлен на «Золотой маске» в категории «Эксперимент», столичные зрители высоко оценили и долго не отпускали артистов. И здесь снова сработал ход театра Derevo, когда зрители становятся участниками постановки. Артисты в образах музыканта и танцовщицы покидали сцену, как настоящие артисты бродячего театра под звон монет.
| |