|
Подсчет убытков и разбор завалов в реставрационном центре Грабаря в Москве продлятся месяц. Об этом сообщило Министерство культуры. В здании, два этажа которого сгорели 15 июля, работает госкомиссия. В мастерских находились сотни произведений искусства из музеев и частных коллекций - картины, иконы, скульптуры. От огня большую часть ценностей удалось спасти. Но вода, которую тоннами сбрасывали на горящее здание, нанесла им не меньший вред.
Улица Радио залита пеной. Здесь и в пятницу работают пожарные - разбирают завалы, проливают конструкции, опасаясь сохранения слабых очагов возгорания. Во дворе дежурят сотрудники центра и специально созданная министерством культуры комиссия. Как только спасатели позволили, реставраторы открыли подземное хранилище - так называемый бункер. Он оказался герметичным, с собственной системой вентиляции. Хранящиеся там шедевры не повредили ни огонь, ни вода.
«Открыли ключами все комнаты, которые есть в хранилище, и при первичной оценке можно сказать, что хранилище не повреждено», - отмечает представитель комиссии по ликвидации пожара Наталья Уварова.
Сейчас оценить масштаб ущерба не просто трудно - невозможно. Специалистам потребуется месяц, не меньше. По предварительным данным, в центре реставрации хранились более 400 работ из музейного фонда России. Была картина из Оружейной палаты, но больше всего работ - из региональных собраний: Новгорода, Вологды, Вятки. Говорят об одной совершенно бесценной иконе XVI века в окладе XI века.
«Стоимость объектов - от 100 тысяч рублей до миллиона. Объекты и так уже находились в процессе реставрации, а теперь пожар - то есть огонь, вода и пожарная пена - нанесли им большой урон, и теперь процесс реставрации находится под большим вопросом», - рассказывает руководитель филиала Российской ассоциации реставраторов Александра Зинченко .
Часть ценностей пожарные успели вынести в четверг прямо из горящего здания через выбитые окна, передавая с осторожностью из рук в руки. Спасли 60 картин и 50 с лишним графических работ. Их вчера до поздней ночи осматривали специалисты, описывали и отправляли в хранилище Минкультуры. В пятницу реставраторы вдруг вынесли несколько картин без видимых повреждений и куда-то унесли.
«Всё течёт, мы спасаем вещи. Несём картины, портрет Грабаря. Основной фонд сохранился, вода туда не дошла», - говорит директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря Алексей Владимиров .
Приходят на улицу Радио и частные коллекционеры - центр Грабаря занимался экспертизой произведений искусства и из личных коллекций. Один из собирателей о судьбе своей картины не знает. Ему и в голову не пришло застраховать полотно - он ведь безгранично доверял организации с солидной репутацией.
«Руководство, на мой взгляд, должно было поставить сюда человека, ответственного за хранение - главного хранителя, который объяснял бы людям, где находятся их вещи, куда они вывезены без их ведома и так далее», - предлагает он.
Во двор центра Грабаря приносят живые цветы - в память о погибших во время тушения пожара спасателей. Цветы сегодня - и в пожарно-спасательном центре, где служили Александр Дымчиков и Вячеслав Шашин. Они в числе первых примчались на пожар - выводили людей из огня. Пошли в разведку, а потом связь вдруг прервалась. Частичное обрушение кровли.
Александр Дымчиков был спасателем с многолетним стажем. «Это человек, который был рожден быть спасателем с большой буквы, - говорит начальник специализированного пожарно-спасательного отряда ГУ "Пожарно-спасательный центр" Виктор Быков. - Это спасатель первого класса, этим все сказано. Он неоднократно помогал молодым ребятам, был наставником. Не зря он в этот день оказался в числе первых, старшим смены».
Вячеслав Шашин в 202-м поисково-спасательном отряде начал работать недавно - всегда в огонь шел первым. «Он проработал год, но было ощущение, что знаешь его всю жизнь, - говорит старший смены спасательного отряда №202 Дмитрий Саванин. - Молодой боец мыслил, как взрослый, порядочный человек, жизнерадостный, отзывчивый - таких тяжело терять, их мало».
О причинах возгорания в центре Грабаря пока говорят только предположительно - нарушение мер безопасности при проведении ремонта кровли. Идет доследственная проверка. Из здания продолжают спасать картины, иконы. Реставраторы прямо во дворе проводят первоначальную оценку состояния, но уже очевидно: большинству произведений искусства потребуется повторная реставрация.
| |