Минобороны собирается разрабатывать трехмерные карты, причем не только России, но и других регионов мира. Для этой цели ведомство заказало специальные программно-аппаратные комплексы, которые носят название «Заложник».
Акцент в разработке трехмерных карт - на зарубежные территории, заявил источник в Минобороны. И, прежде всего, для расчета координат наведения ракет. Основа 3D карт - это высокоточные снимки со спутников, поясняет главный редактор журнала «Национальная оборона», председатель Общественного совета при Министерстве обороны России Игорь Коротченко.
«Современные спутники, разрешающая способность достигает 15 - 20 сантиметров, поэтому детализация может быть сколь угодно подробной. Собственно, на базе этих снимков, а также использования другой информации, уже осуществляется разработка цифровых карт местности», - говорит Коротченко.
На трехмерных картах добавляется третье измерение, то есть высота и глубина, чего на простых, даже цифровых картах нет. Каждый овраг или холм виден также, как, если их разглядывать на местности собственными глазами, отмечает инженер-картограф КБ «Панорама» Роман Демиденко.
«Преимущество - наглядность. Где расположена та или иная техника, все это в трехмерном виде, с учетом рельефа поверхности земли. Все это отображается. То есть не нужно командирам выходить на местность и осматривать, как они будут наступать, дальнейшие действия разворачивать. То есть они могут у себя в оперативном штабе располагаться и уже на месте смотреть визуально на компьютере», - отмечает Демиденко.
Будут разрабатываться два вида карт - во-первых, местности. Их сделать легче. Так как, повторю, достаточно спутниковых снимков. Но Минобороны собирается делать и 3D карты стратегических объектов. А это внутренность зданий и коммуникаций. Такие карты особенно пригодятся, например, подразделениям антитеррора, при освобождении заложников. При этом важно, чтобы картинку можно посмотреть на мобильном устройстве. Правда, сделать трехмерные карты объектов гораздо сложнее, признает Игорь Коротченко.
«Для 3D карт подземных коммуникаций, безусловно, нужна другая информация, потому что одними космическими снимками не обойтись. То есть здесь необходим ввод в ручную уже другой информации, которая может быть предоставлена. Хотя, конечно, это сложная задача. Для того, чтобы создать 3D карты подземных коммуникаций, это задача на порядок сложнее, чем просто оцифровать карту местности», - объясняет Коротченко.
То есть если речь идет о создании трехмерных карт коммуникаций вероятного противника, то нужны агентурные данные со схемами и планами этих коммуникаций. По-другому никак. Но в любом случае для разработки 3D карт, пускай даже и местности, недостаточно одного лишь ноутбука или персонального компьютера. Нужна специальная техника, и штат квалифицированного персонала.
В России разработаны аппаратно- картографические комплексы. Название у них весьма специфическое - «Заложник». Пока в конкурсной документации Минобороны идет речь о двух таких экземплярах, на сумму около десяти миллионов рублей. Всего же военное ведомство планирует закупить 6-8 комплексов «Заложник».