|
«Кавалер розы» Рихарда Штрауса: вместо жестоких мифов и экспрессионистских истерик - атмосфера будуаров, парков, вальсов и интриг
В прошлом году исполнилось сто лет со дня премьеры «Кавалера розы» Рихарда Штрауса. Ее ставили в 1928 году в Ленинграде, в Москве слушали на гастролях Венской оперы в 1971-м. И теперь, наконец, премьера в Большом театре. Нас ждет встреча с одним из лучших произведений композитора. Штраус создал свой шедевр, уже будучи знаменитостью, автором «Саломеи» и «Электры». «Кавалер розы» на них решительно не похож. Вместо жестоких мифов, вместо экспрессионистских истерик игривая атмосфера венских будуаров, кондитерских, парков, вальсов, сплетен и интриг. Композитор и его либреттист Гуго фон Гофмансталь ориентировались на «Свадьбу Фигаро» Моцарта - и вывели столь же живые типы разных сословий. Юный аристократ Октавиан - брючная роль в духе моцартовского Керубино: ему-то и поручено стать «кавалером розы» - передать серебряный цветок юной девушке в знак сватовства. Конечно же, он сам в нее и влюбляется. Софи - простушка, само естество. Ее папаша Фаниналь - нувориш, заискивающий перед аристократами. Барон Окс, который сватается к Софи, - шумный дворянин-провинциал, которого все с удовольствием оставляют в дураках. Маршальша - аристократка настоящая.
Эта роль - нечто уникальное в оперной литературе: она не вписывается в какое-либо амплуа и из второстепенного характерного персонажа, призванного оттенять пару влюбленных, становится главным. Эта-то стареющая (ей чуть за тридцать) красавица, мудрая и жизнелюбивая, и воплощает философию оперы - жизнь забавна, любовь восхитительна, но все имеет конец и горевать не стоит. Маршальша понимает, что юный любовник Октавиан покинет ее ради Софи, и советует ему слушаться сердца. В финале они поют терцет - по красоте, гармонии и скрытой печали нечто непревзойденное в оперной музыке. «Кавалер розы» - еще и утонченная литература. Гофмансталь использовал в либретто разные оттенки и диалекты немецкого языка. Однако оперу прекрасно принимают во всем мире. Примут и в Большом: опера Штрауса пойдет на исторической сцене, где ее ставит британский режиссер Стивен Лоулесс. Когда-то он был ассистентом Андрея Тарковского на лондонской постановке «Бориса Годунова», а в собственном творчестве слывет уважительным толкователем всех классических опер. Он понимает, что русской публике «Кавалер розы» малоизвестен, и действовать собирается осторожно: первый акт развернется в XVIII веке (как в оригинале), второй перенесут в XIX век, а третий - в XX, соответственно изменится и взаимодействие социальных типов. Дирижирует премьерными спектаклями музыкальный руководитель Большого Василий Синайский. В первом составе много приглашенных солистов, партию Маршальши исполняет немецкая певица Мелани Динер. На сцене Большого она уже выступала, как и Анна Стефани (Октавиан). Барона Окса споет Стивен Ричардсон - нам он известен по партии Фауста в кантате Альфреда Шнитке, которую исполнил в Москве три года назад. Софи - Любовь Петрова, поющая на сцене Метрополитен-опера. А в роли папы Фаниналя выйдет мировая звезда Томас Аллен, эталонный Дон Жуан из постановки Джорджо Стрелера. Обошли Мариинку «Кавалер розы» - первая опера Рихарда Штрауса в репертуаре Большого театра. В репертуаре Мариинки - четыре оперы Штрауса, но как раз «Кавалера розы» среди них нет. Редкий за последние десятилетия случай - Большой опережает.
| |