|
В Беларуси сохраняется тенденция снижения числа проверок, сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе Комитета государственного контроля.
Практика работы контролирующих и надзорных органов в рамках указа от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» характеризуется ежегодным снижением числа проверок. По-прежнему в общем объеме проверок более 65% составляют проверки надзорных органов, проверки вопросов финансово-хозяйственной деятельности организаций - около 35%. Двухлетняя практика работы в рамках указа № 510 показала, что основная цель его принятия - упорядочение контрольной и надзорной деятельности и сокращение количества проводимых проверок - выполняется, отметили в КГК. После принятия указа № 510 число проведенных в республике проверок финансово-хозяйственной деятельности в 2010 году сократилось более чем в два раза по сравнению с предшествующим периодом, в разы уменьшилось количество проверок, проводимых надзорными органами. Динамика сокращения числа проверок сохранилась и в 2011 году: количество проводимых проверок стало меньше в сравнении с 2010 годом на 35%. При этом более чем наполовину уменьшилось количество внеплановых проверок. Тенденция к снижению контрольных мероприятий сохраняется и в текущем году - в координационный план первого полугодия 2012 года включено значительно меньше проверок, чем в аналогичные периоды 2010 и 2011 годов. По ряду предприятий после принятия указа № 510 проверочная нагрузка снизилась в десятки раз. В общем объеме проверок по-прежнему более 65% от всех проведенных в стране составляют проверки надзорных органов, около 35% - проверки вопросов финансово-хозяйственной деятельности организаций (из них 25% - проверки, проводимые налоговыми органами). Удельный вес проверок органов Комитета госконтроля в общем объеме проводимых в стране проверок составил 2,8% в 2010 году и 2,6% в 2011 году. Реализация норм указа № 510 дала и иные позитивные изменения в организации и осуществлении контрольной и надзорной деятельности в стране. В частности, в республике внедрен единый, понятный для всех порядок назначения и проведения проверок, как контролирующими, так и надзорными органами. Открытой и доступной для субъектов хозяйствования стала процедура планирования и назначения проверок. Сегодня субъекты хозяйствования знают о планируемых проверках, имеют возможность получить от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях их назначения, подготовиться к проверке, а в случае необходимости - скорректировать сроки ее проведения, так как уже за 15 дней до начала каждого полугодия Комитет госконтроля на официальном сайте ведомства размещает координационный план контрольной (надзорной) деятельности, который включает плановые проверки всех контролирующих и надзорных органов. Введенная указом № 510 система использования контрольных списков вопросов (чек-листов) также способствовала расширению функций самоконтроля субъектов. Комитет государственного контроля, как орган, осуществляющий контроль за исполнением требований указа № 510, стоит на позиции защиты законных прав проверяемых субъектов. Соблюдение государственными органами и иными организациями, осуществляющими контрольную (надзорную) деятельность, требований указа № 510 контролируется Комитетом госконтроля как путем проведения проверок данных органов (в 2011 году проведены 33 такие проверки), так и в ходе мониторинга практики назначения и проведения ими проверок, в том числе путем анализа книг учета проверок субъектов хозяйствования. Кроме того, обоснованность назначения проверок отслеживается органами Комитета госконтроля также при формировании и сопровождении исполнения координационных планов, при рассмотрении поступающих в КГК обращений субъектов хозяйствования по вопросам назначения и проведения проверок. По каждому выявленному факту несоблюдения работниками контролирующих и надзорных органов установленного порядка назначения и проведения проверок Комитет госконтроля занимает жесткую и принципиальную позицию. В частности, по материалам органов КГК в 2011 году за нарушения при назначении и проведении проверок к дисциплинарной ответственности привлечено 259 должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, 2 проверки признаны незаконными.
| |