|
Саммит лидеров стран группы БРИКС завершился конкретными договорённостями. Одна из главных - соглашение о создании системы прямых взаиморасчетов и кредитования в национальных валютах.
Что это может дать Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Гурьянов: Достигнутые договоренности - первый шаг на пути к отказу от доллара во взаимных торговых расчетах между странами БРИКС, заявил помощник президента России Аркадий Дворкович. Это должно сделать торговлю проще и снизить издержки на конвертацию в доллары или евро. Стратегическое же значение - повышение мировой роли валют стран БРИКС, что пойдёт на пользу стабильности мировой финансовой системы, а заодно повысит политическую роль блока и его членов. Говорит глава аналитического департамента инвестиционной группы «Норд Капитал» Владимир Рожанковский.
Рожанковский: После этого только БРИКС смогут реально претендовать на какие-то серьёзные политические вещи. Например, номинацию своих кандидатов в МВФ, в Мировой банк и так далее. Сейчас пока что БРИКС существует в большей мере на бумаге. От слов к делу бывает зачастую слишком долгий путь.
Гурьянов: Предварительные договорённости о расчетах между собой в национальных валютах были достигнуты странами БРИКС около года назад. Как сообщил глава ВЭБа Владимир Дмитриев, пока Россия перешла на расчеты в национальной валюте только с Китаем, и на это понадобилось 3 года. Помимо сроков есть и другие препятствия. Например, для повышения роли валют стран БРИКС необходима их полная конвертируемость. Пока же в Китае, Бразилии и Индии существует ряд ограничений на операции с капиталом. Поэтому, хотя это позитивный процесс, объективно о том чтобы потеснить доллар и евро говорить сейчас не приходится, отмечает ведущий аналитик банка «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев.
Харлампиев: Это здоровая практика, и особенно это объяснимо, когда речь идёт об участниках одной экономической группы. Тем не менее, я бы не стал рассуждать о возможности полного отказа от доллара США и единой европейской валюты. По-прежнему эти валютные единицы очень успешно реализуют свою резервную функцию, весьма значительный вес эти валюты имеют в структуре Forex. Ничем подобным валюты развивающихся стран похвастать не могут. Тем не менее, если сравнивать удельные вес валют развивающихся стран на валютном рынке и их удельный вклад в мировую экономику, то конечно здесь имеет место колоссальный разрыв и постепенно этот разрыв должен сокращаться.
Гурьянов: Кроме того, интересы участников блока попросту могут не всегда совпадать, продолжает Владимир Рожанковский.
Рожанковский: Последние семиты G20 показывают, что нет взаимопонимания, что каждый тянет одеяло на себя. Поэтому, если БРИКС покажут, что они другие, что они действительно выстраивают сейчас новую экономику и заботятся не о личных интересах каждой страны, а обо всём блоке совместно, вот это будет что-то новенькое.
Гурьяов: По мнению экспертов, наибольшие перспективы на увеличение расчётов в национальных валютах у России с Индией и Китаем - то есть крупными потребителями сырья. А вот остальные члены БРИКС, которые также во многом полагаются на экспорт ресурсов, будут выступать здесь, скорее, в качестве конкурентов.
| |