16 сентября в Общественной палате РФ прошли слушания, на которых обсуждались проекты строительства многострадальной трассы Москва-Петербург. Никто против самой идеи скоростной дороги не возражал. Однако, как и следовало ожидать, копья ломались по поводу Химкинского леса — самого подготовленного, но и самого спорного варианта.
МКАД в районе Бусиново - электронное табло перед Ленинградкой вот уже почти полгода высвечивает одни и те же слова: «Въезд грузовикам на шоссе закрыт». «Мы находимся на бусиновской развязке МКАДа, с которого начинается магистраль Москва - Санкт-Петербург и планируется начало северной рокады через Москву», - рассказывает директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев.
Вести главную платную трассу страны собираются с Бусиновской развязки. Еще каких-то метров 200 и уже Московская область. Платный автобан до Санкт-Петербурга начнется где-то здесь.
Здесь Москва, а это уже Химки, городской округ Левобережный. Именно в этом месте, по мнению проектировщиков, и должна пройти та самая линия, которая разделит бесплатную трассу на платную. Так называемый «генеральный вариант» дороги начинается на левом берегу Химок от Лихачевского шоссе - головной участок протянется через канал имени Москвы, дугой пройдет через весь Химкинский лес и выйдет на Международное шоссе сразу у аэропорта Шереметьево-2.
Александр Сарычев рисует на обочине Лихачевского шоссе то же, что и на огромных картах горячо обсуждали представители Общественной палаты , строители и защитники Химкинского леса - варианты прокладки трассы. Три из них неизбежно проходят через лесной массив. Экологи выступают против вырубки деревьев, строители настаивают на генеральном варианте. «Химкинский лес - это один из умирающих лесов ближнего Подмосковья, и мы должны приложить усилия, чтобы ни один лесной массив в ближнем Подмосковье не умер», - считает директор Института водных проблем РАН, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян.
«Траектория трассы проектировалась с прямым законодательным запретом. Я напомню, что Химкинский лес (мы имеем соответствующие бумаги из Росприроднадзора) - это все-таки лесопарк», - говорит лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова.
«Трасса полностью соответствует международным нормам строительства скоростной дороги. Это единственно верный вариант прокладки трассы, так как мы опоздали с этой дорогой на 40 лет», - убежден главный инженер проекта ЗАО «Петербург-Дорсервис» Николай Кузнецов .
В начале лета прорубать участок для будущей трассы начали со стороны Международного шоссе.
Вот, собственно говоря, та самая технологическая просека, которая углубилась в Химкинский лес на семь из восьми запланированных километров, и выходит она как раз на международный аэропорт «Шереметьево», и вскоре здесь построят крупную автомобильную развязку.
Работы остановили за считанные метры до финальной точки - на слушания те химчане, кто за трассу, принесли подписи в поддержку проекта, лишь бы избавиться от пробок.
«У нас с собой есть с нашей делегации 18 тысяч подписей. Поверьте, люди не купленные, мы их собрали только за два месяца: люди отстаивают свою позицию в том, что очень обострилась экологическая обстановка в городе», - говорит председатель правления ТСЖ Владимир Харитонов.
В 2004 году экономически выгодным считался так называемый «Молжаниновский вариант». Его отвергли московские власти - в Молжанинове тогда как раз хотели строить гольф-клуб и элитное жилье.
«Об этом заявлено было Лужковым и представителями московского правительства. Это тоже очень важно, говорят, какие-то дикие сносы, ничего этого подобного нет», - объясняет президент Экологического союза Московской области, заместитель генерального директора Ассоциации юристов-экологов России Игорь Куликов.
Сегодня Молжаниново застроено. Другие варианты прорубить тоннель под лесом или эстакаду над ним поддержки не получили - стоимость строительства увеличивается на сотни миллионов долларов, так же как и расширение Ленинградского шоссе. «Расширяя ее на те десять полос, которые мы запланировали в новой трассе, мы этим самым доводим ее 16 метров, до 16-ти полос движения, что по всем нормам и правилам дорожного строительства нерентабельно. При этом сносим колоссальное количество существующей застройки и приносим значительно больший ущерб тому населению, которое вдоль нее живет, чем те 90 гектар леса, которые мы подвергли вырубке», - рассказывает заместитель директора Института генплана Москвы Алла Меламед. Выслушав все мнения, оценив все «за» и «против», члены Общественной палаты решили не принимать никакого решения. Возможно, потребуются дополнительные экспертизы.
«После того, как мы обобщим все мнения, все документы, которые к нам поступают, дальше запустить это на процедуру голосования, и тогда уже члены Общественной палаты будут принимать решение, что делать дальше», - говорит председатель комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов, адвокат Анатолий Кучерена .
Пока здесь молчат бензопилы, местные жители собирают грибы. Бывший местный лесник Георгий Крыгин эти дубы и березы знает, что называется, в лицо, но почему-то ему деревьев совсем не жалко.
«Почему никого не было, когда завод травил лес, ведь все дубы у нас заражены. У нас нет ни одного здорового дуба. На этот счет никто не кричал, не шумел. Этот же лес тоже надо выпиливать, его надо менять», - уверен Георгий Крыгин.
Конкретных сроков по решению проблемы со строительством трассы в Химкинском лесу Общественная палата так и не называет, но противоборствующим сторонам было обещано: в этой сложной ситуации разберутся обязательно, с учетом всех мнений будет принято максимально справедливое решение.