|
Как обустраивается жизнь на одной из самых отдаленных территорий — Командорских островах? Острова эти, открытые еще Витусом Берингом, расположены напротив Камчатки, в Тихом океане, на почти московской широте. На прошлой неделе там побывал Патриарх Кирилл. Кто такие алеуты, и что значит для них православие?
Продуваемый ветрами остров Беринга, не слишком торопясь, можно объехать за полчаса. Но гости с Большой земли тут редкость, а рассказать Ивану Ярошенко хотелось о многом.
«Здесь было перезахоронение останков Витуса Беринга. И вот датчане подарили нам эти два энергетических агрегата», - вспоминает житель острова Беринга Иван Ярошенко.
Датчанин на русской службе Витус Беринг Командорские острова открыл из чистой научной любознательности, собирал данные о культуре местных народов. Так, с легкой руки командора, архипелаг и стал общим домом десятков народностей под русской короной.
«Сюда завозились и алеуты, и северо-американские индейцы, и эскимосы с острова Кадьяк, завозились сюда русские. И естественно, заключались браки. Дело в том, что в период русской Америки совместные браки поощрялись на законодательном уровне», - рассказывает и.о. заведующей алеутским краеведческим музеем острова Беринга Наталья Татаринкова.
Островитян объединяла вера. Православие появилось с первыми колонистами: алеуты, эскимосы крестились в местном храме, который простоял до власти большевиков. На остров Беринга патриарх Кирилл приехал освятить место под возрождаемый храм и как пастырь - встретиться с верующими на этих очень дальних российских рубежах.
«Очень раз вас видеть», - говорит Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
«Не уйдет отсюда Россия, русские?» - спрашивает журналист.
«Нет, никогда, ни за что. Наоборот, все благоустраивается, обживается еще сильнее. Дети рождаются, молодежь начинает оставаться. То есть какая-то пошла заинтересованность. Может быть, скорее всего, улучшится ситуация», - говорит житель острова Беринга Андрей Власов.
Как остров Беринга, поселок Палана, что на севере Камчатки, казаки заложили еще в годы освоения русской Америки.
И тогда, и сейчас Палана - совсем небольшой поселок на берегу Охотского моря. Это не то, чтобы край географии, скорее география без края. Когда с одной стороны Сибирь, с другой - океан, когда перелететь пространство куда проще, чем его переехать, то понимаешь - только таким и может быть настоящий форпост России на востоке, закаленное масштабами Тихоокеанское пограничье.
«Огромное расстояние. Но у нас мало дорог, мало городов, мало сел, у нас мало людей. На этих огромных пространствах мало людей. И одна из самых главных задач заключается в том, чтобы народа нашего становилось больше. И чтобы народ становился лучше. Вот ради этого и нужна экономика. Не ради того, чтобы кто-то обогащался, а для того, чтобы жизнь людей менялась к лучшему», - объясняет Патриарх Кирилл.
В Палане Патриарх освятил место, где возведут будущий Никольский храм, как и церковь на острове Беринга. Он станет еще одним символом духовного единства страны на самом дальнем востоке России.
| |