|
Президент внес в Думу закон о контроле за расходами чиновников. Теоретически, это один из самых действенных способов победить коррупцию, утверждает Всемирный банк. Но нужно, чтобы эти сведения тщательно проверялись и были доступны обществу
Москва. 30 марта. FINMARKET.RU - Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект закона о контроле за расходами чиновников. Без этого документа борьба с коррупцией в России будет бессмысленна, следует из свежего исследования Всемирного банка, посвященного опыту обязательного декларирования доходов чиновниками в разных странах мира.
Ежегодные отчеты о доходах и имуществе чиновников - самое совершенное в мире оружие в борьбе с коррупцией. Но для того, чтобы оно было эффективным, должны выполняться два условия: чиновникам нельзя верить на слово, а результаты проверки деклараций должны быть опубликованы.
В России декларации подают высшие чиновники, а с января, по требованию премьера Владимира Путина и президента Медведева - и топ-менеджеры госкомпаний. Но никто из них не обязан отвечать на вопрос, откуда взялись эти доходы. Достоверность сведений, представленных топ-менеджерами, проверяет ФСБ и МВД, однако результаты проверки опубликованы только частично и неофициально.
Законопроект Медведева как раз должен решить проблему достоверности сведений о доходах чиновников - они будут сравниваться с их расходами и расходами их семей. Однако раскрытие информации в нем не предполагается:
Данные об источниках доходов с чиновника могут быть потребованы, если сумма одноразовой сделки, совершенной им или членами его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход всех членов семьи по основному месту службы и работы.
Информация о несоответствии доходов чиновников их расходам может предоставляться правоохранительными органами, политическими партиями, Общественной палатой, а также СМИ, общественными объединениями «и любыми заинтересованными лицами».
Если расходы чиновника по сделке явно превышают его доходы, и он не может объяснить, откуда у него эти деньги взялись, это может стать основанием для его увольнения, а также основанием для того, чтобы обратить имущество, которое приобретено на неизвестные доходы, в собственность государства.
Если удастся доказать, что доходы получены преступным путем, чиновника будет ждать уголовное наказание. В остальных случаях к появлению сверхдоходов у госслужащих применим международной признанный термин «обогащение неизвестного происхождения».
Сведения о расходах, которые госслужащий предоставляет по специальному запросу, относятся к информации ограниченного доступа, то есть не являются общедоступными и не подлежат свободному распространению.
Отдельно Медведев поручил подготовить нормы, которые обяжут чиновников сообщать о подарках, полученных ими в связи с должностным положением.
Группа исследователей Всемирного банка, изучившая опыт борьбы с коррупцией в 88 странах мира, утверждает, что декларации о доходах и их проверка критически важны для борьбы с коррупцией. Не менее важно, - в том числе для доверия к власти, - чтобы ко всей информации имели доступ не только проверяющие, но и общество.
«Граждане хотят, чтобы официальные лица были честными и предоставляли информацию о своих доходах и активах, доказывая, что они не грабят государственную казну и не накапливают добытое нечестным путем богатство», - объясняет координатор исследования Жан Песме.
В пример приводятся Эстония и Тайвань, которые в рейтинге коррупционности Transparency International еще десять лет назад были середняками, а в прошлом году вошли в 35 самых «чистых» стран мира благодаря законам о полном раскрытии информации о доходах чиновников.
Всемирный банк предлагает несколько простых способов сделать декларационную кампанию максимально эффективной:
Не верить на слово. Информация о доходах и имуществе, которую чиновник заявил в декларации, должна сверяться с официальными источниками: данными налоговых органов, банков, также нужно проверять, не «забыл» ли он указать, зарегистрированный автомобиль или земельный участок. Общественный контроль - еще один хороший способ найти нарушения, стоит обращать внимание на любые заявления о недостоверности сведений, представленных госслужащими.
Это должно стать привычкой. Чиновники должны отчитываться регулярно - ежегодно или, например, при любом существенном изменении дохода или имущества. В большинстве стран Евросоюза существует четкий график сроков, по которым должна быть предоставлена подобная информация. Например, в Польше чиновники обязаны предоставить документальное подтверждение своих доходов в пределах 30 дней со дня вступления на пост и затем делать это ежегодно. В Германии требуют подать декларацию в начале срока службы и объявлять информацию о гонорарах, подарках и прочих дополнительных поступлениях в течение четырех лет нахождения на посту. В Ирландии и Чехии чиновники отчитываются ежегодно.
Наказывать, если они не хотят раскрывать доходы. Выбор большой, от административных взысканий - выговор, временная приостановка выплаты зарплаты, понижение в должности или отстранение от госслужбы - до уголовной ответственности. Отказ опубликовать данные о доходах считается уголовным преступлением во Франции, Австрии, Италии, Ирландии, Южной Корее и Словакии. В Монголии чиновник, не предоставивший в срок данных о своих доходах, тут же отстраняется от работы.
Сделать декларации достоянием общественности. Обычные люди должны быть заинтересованы в проверке доходов чиновников не меньше, чем официальные органы. Декларации должны быть доступны любому желающему.
| |