|
Украина добилась парафирования соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом.
Эта процедура ни к чему не обязывает обе стороны, но в Киеве расценивается как прорыв. Вместе с тем, украинские власти официально не отказываются от предложений участвовать в Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России. И рискует в итоге остаться ни с чем на обоих направлениях. Экспертные мнения собирал экономический обозреватель «Вестей ФМ» - Сергей Артемов.
Правительство Януковича-Азарова вынуждено лавировать между Западом и Востоком, потому что на обоих направлениях у экспортноориентированной экономики Украины наблюдается торговый дисбаланс, отмечает директор киевского исследовательского центра «Международный институт Блейзера» Олег Устенко:
«25% экспорта уходит в ЕС, в тоже время доля Украины в экспорте ЕС - около 1,5%. Там - ассиметричность, с другой стороны, есть колоссальная ассиметричность в торговле Украины и Таможенного союза. Если взять в среднем, то туда Украина отправляет 35% своего экспорта, а каков интерес Таможенного Союза к Украине, если брать в среднем, то - 5,5%».
При этом партнеры Украины с обоих флангов готовы принимать только ее полноценное участие в каком-либо из торговых союзов. В отношении Таможенного союза - максимум, на что готов пойти Киев, - статус наблюдателя. Это раздражает российские власти, говорит директор программ Института национальной стратегии Юрий Солозобов:
«Позиция Украины, как у Троцкого, - "ни мира, ни войны". 3+1 - это формула наблюдателя, а не обязывающего игрока. На этом этапе возможности для свободной торговли России и Украины уже исчерпаны».
Над Украиной дамокловым мечом висит цена на газ, и в политическом плане, прежде всего. Вдобавок, Россия предлагает свои экономические конструкции для Евросоюза, которые могут Украину и не включать. На примере «Северного» и «Южного» потоков, а также других проектов, добавляет Юрий Солозобов:
«Речь идет об автобане Западный Китай - Западный Казахстан - Россия - Евросоюз и в дальнейшем - о строительстве скоростной контейнерной железной дороги по этому маршруту. Россия готова рассматривать расширение партнерства, северное измерение. Теперь Россия может использовать то, что границы Таможенного союза находятся уже в Бресте, и будет приглашать страны Евросоюза к активному таможенному оформлению. Фактически, мы можем стать мостом между Европой и Китаем».
Но, отмечает Олег Устенко из киевского Фонда Блейзера, Украина ищет в соглашении с Евросоюзом не только экономические выгоды:
«Там, кроме соглашения о свободной торговле, есть огромная часть, посвященная институциональным изменениям. Она касается вопросов улучшения бизнес-климата в стране. Вопросы, связанные с демократическими институтами, связанные с изменениями судебной системы, регулирования, а точнее, дерегулирования бизнеса. В долгосрочной перспективе - очевидные преимущества, которые может получить украинский бизнес».
Романтизм в современной политике мало ценится, считает Юрий Солозобов из ИНС, Украина рискует в своих ожиданиях обмануться и повторить судьбу Турции в 80-90-х годах прошлого века:
«Напомню, что Турция почти 20 лет испытывала разные промежуточные статусы - наблюдателя, ассоциированного члена. И в результате сидения в приемной Брюсселя не добилась ничего. Нынешнее правительство Эрдогана взяло курс на создание сильной региональной державы, и мы видим плоды этой политики».
Пока же плодом политики Киева стал некий кредит доверия от ЕС. Но парафирование соглашения - событие техническое. И для его утверждения Украине придется выслушать и принять требования Евросоюза целиком - и каждой из 27 его стран в частности.
| |