|
Немецкая принцесса с английскими корнями, ставшая русской святой. Ровно 20 лет назад Елизавета Федоровна Романова канонизирована Православной Церковью. В подмосковном Усове один из приделов недавно возведенного храма освящен в ее честь. Возле иконы новомученицы никогда не гаснет огонь.
Отец Михаил: «Она сама имела глубокое попечение о русском народе. Именно поэтому проявляется ответная любовь русского народа к своей покровительнице, попечительнице».
Воспитанная в протестантстве внучка английской королевы Виктории перешла в православие уже в зрелом возрасте. Положение супруги московского градоначальника Великого князя Сергея Александровича к подобному шагу ее не обязывало, это было веление души. Россия для урожденной принцессы Гессен-Дармштадской стала второй родиной, для которой она не жалела своей любви.
«К примеру, Ильинское она, начиная с русско-японской войны, периодически превращала в лазарет для раненых. То есть абсолютно все помещения, которые находились в Ильинском, были переданы под лазареты», - рассказала исполнительный директор фонда ''Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество'' Ритта Бутова.
В том же 1905 году от руки террориста гибнет любимый супруг Елизаветы Федоровны. Она с чисто русской широтой души прощает убийцу и с немецким трудолюбием, помноженным на английский практицизм, полностью отдает себя делу милосердия.
Говоря современным языком, Великая княгиня была превосходным менеджером. Под ее началом в России тех лет действовали десятки благотворительных, обществ, комитетов и других учреждений. Но главным детищещ Елизаветы Федоровны стала Марфо-Мариинская обитель.
Монастырь нового типа, основная жизнь которого течет не за высокими стенами, а обращена наружу. Кроме «черных» - монашествующих - сестер, есть еще «белые» - сестры милосердия. И методика их мирской подготовки, и церковный обряд посвящения были разработаны лично Великой княгиней более ста лет назад и остаются неименными до сих пор.
Инокиня Екатерина, настоятельница Марфо-Мариинской обители: «Во времена жизни великой княгини она сама, ее личность была центром вот этой обители, была ее душой. Ее личная святость была как бы таким фундаментом, на котором создавалась вся деятельность вот этой обители».
Ее называли святой при жизни. Мученическая смерть в заброшенной шахте под Екатеринбургом в июле 1918 года после прихода к власти большевиков довершила и без того готовый к канонизации образ.
Первый шаг к этому был сделан в 1981 году Русской зарубежной церковью, а через 11 лет Московский Патриархат причислил Великую княгиню к лику святых. Так, спустя почти три четверти века после смерти Елизавета Федоровна стала символом объединения двух ветвей православия.
| |