|
Тонино Гуэрра Тонино Гуэрра - поэт и сценарист сотни фильмов, любимый соавтор Феллини и Антониони, номинант «Оскара» и лауреат Канн, один из последних свидетелей золотого века итальянского - и не только - кинематографа. 16 марта Гуэрра отметил 92-й день рождения, а еще через пять дней - умер.
FashionTime - о жизни и карьере выдающегося сценариста, начавшего писать в немецком концлагере и не останавливавшегося на протяжении семи десятилетий.
Тонино Гуэрра (Tonino Guerra) родился 16 марта 1920 года в итальянской деревушке Сантарканджело-ди-Романья неподалеку от Римини - в один год и по соседству с Федерико Феллини (Federico Fellini), с которым вскоре подружился. Впрочем, с первой коллаборацией великие земляки не спешили - да и, если уж на то пошло, в кинематограф Гуэрру занесло во многом случайно.
Писать сценарии он начал, будучи узником немецкого концентрационного лагеря во время Второй мировой (фамилия Тонино переводится с итальянского как «война»), но с ее окончанием пошел в учителя (у Гуэрры педагогическое образование).
Первое упоминание в титрах Тонино заработал, выполняя просьбу Джузеппе Де Сантиса (Giuseppe De Santis), собравшегося снимать кино про охоту на волков. Вернувшись из порученной ему горной экспедиции с лаконичным докладом о том, что никакой охотой на волков в Абруццо давно не промышляют, Гуэрра тем не менее был записан в соавторы сценария фильма «Люди и волки» - и в его славной, в сто с лишним пунктов, фильмографии появилась первая строчка.
Тонино Гуэрра и Микеланджело Антониони Настоящий прорыв Гуэрры-сценариста совпал со звездным часом Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni) - они работали в связке над сделавшей Антониони имя трилогии из «Приключения», «Ночи» и «Затмения». «Мои сценарии были не более чем комментариями к его образам, - скромничал впоследствии Гуэрра. - В конечном счете, лучшие из написанных нами строчек в окончательные редакции фильмов не попадали». Антониони, в свою очередь, вспоминал их с Тонино ожесточенные споры, приносившие его картинам неоценимую пользу.
Свою первую номинацию на «Оскар» Гуэрра получил в 1966 году - за вклад во фривольную комедию «Казанова 70» с легендарным Мастроянни в титульной роли. (В разные годы Тонино напишет сценарии к шестнадцати (!) фильмам с участием актера, опережающего в этом условном рейтинге таких звезд, как Моника Витти, Софи Лорен и Армен Джигарханян). А уже через год Антониони и Гуэрра имели хорошие шансы - и все основания - разделить победу на церемонии, но написанный ими сценарий «Фотоувеличения» проиграл «Мужчине и женщине» француза Лелуша.
Тонино Гуэрра и Федерико Феллини Симптоматично, что Антониони, с которым Гуэрра сотрудничал до самой смерти режиссера (в соавторстве с Тонино тот написал и свой последний фильм «За облаками», и свой сегмент альманаха «Эрос»), так и не полюбил диалоги, ценя в кино исключительно образы, а в любимом сценаристе - его поэтический дар. Еще симптоматичнее то, что не жаловал диалоги и Феллини («Диалог для него начинался только на стадии дубляжа - его интересовали персонажи, а не актеры»), долгожданный шанс работы с которым Гуэрре выпал, когда им обоим было уже за пятьдесят.
«Амаркорд» Феллини принес Тонино третью и, думается, самую ценную для него оскаровскую номинацию - во многом автобиографическая трагикомедия об отрочестве в фашистской Италии была вдохновлена историями взросления как режиссера, так и сценариста. Феллини и Гуэрра войдут в историю кинематографа еще двумя совместными картинами, «И корабль плывет...» и «Джинджер и Фред», а вот от «Города женщин» Тонино отказался - ибо влюбился в женщину по имени Элеонора и надолго задерживался в городе Москве.
Тонино Гуэрра Свидетелями на свадьбе Тонино Гуэрры и Элеоноры Яблочкиной были Антониони и Андрей Тарковский - режиссер еще одного выдающегося фильма по сценарию Гуэрры, «Ностальгии» с Олегом Янковским в роли путешествующего по Италии русского писателя. После того как «Мосфильм» отказался от обещанного финансирования, именно протекция итальянца позволила Тарковскому выехать за границу и снять картину на деньги европейцев. Интересно, что самого Тонино режиссерское ремесло не привлекало никогда и ни при каких обстоятельствах - по его мнению, слова старятся меньше и стареют красивее, чем кинообразы.
«Затмение» Последним титулованным соавтором Гуэрры стал грек Тео Ангелопулос (Theo Angelopoulos), обязанный Тонино сценариями к таким фильмам, как «Пейзаж в тумане» и «Вечность и один день». «На протяжении 20 лет Тонино был моим персональным психоаналитиком», - как-то пошутил Ангелопулос, работа с которым - над «Пылью времени» - стала для Гуэрры последней. В титры недавней голливудской мелодрамы «Все путем» его, совсем как полвека назад, вписали без особого ведома автора - фильм являлся ремейком написанной Тонино итальянской картины Джузеппе Торнаторе (Guiseppe Tornatore) с - кем же еще! - Мастроянни в главной роли.
До 2012 года, увы, не дожили ни Мастроянни, ни Антониони, ни Феллини, ни Тарковский, ни Ангелопулос (грек умер в январе), поэтому некрологи самому Гуэрре, скончавшемуся в возрасте 92 лет, 21 марта, в родной деревушке, приходится подписывать людям вроде итальянского экс-министра культуры. Впрочем, когда речь идет о художнике калибра Гуэрры, правильные слова находят даже члены правительства: «Мы потеряли поэта, гения и необыкновенного человека».
| |