|
В этот день в 1917 году - ровно 95 лет назад - в России была отменена черта оседлости для еврейского населения страны
Одно из первых постановлений новой власти - Временного правительства. Подробности - в рубрике у Андрея Светенко на радио «Вести ФМ».
Мотивы его понятны, на то и свергали деспотическую монархию, чтобы установить демократические свободы, в том числе и в национальном вопросе. Ведь «черта оседлости» стала синонимом политики государственного антисемитизма в царской России. Черта появилась в 1791 году. В указе, подписанном Екатериной Второй, говорилось, что подданным иудейского вероисповедания разрешается постоянно проживать только на территории 15 западных губерний империи. Если взглянуть на карту, границы черты оседлости удивительным образом совпадают с нынешней западной границей Российской Федерации. Все, что внутри - это нынешние Белоруссия, Украина, Молдавия и Польша. Все эти земли были присоединены к России именно в 1791 году. В результате второго раздела Речи Посполитой.
В одночасье подданными русской императрицы стали миллионы иноверцев и инородцев. И тогда были приняты «великодержавные» запреты, распространявшиеся, между прочим, на все сословия и народы. Так, видный историк русского еврейства Генрих Слиозберг отмечал, что «указ Екатерины свидетельствовал лишь о том, что для евреев не стали делать исключения, поскольку ограничения в праве передвижений по стране и свободного избрания места жительства существовало в феодальной России для всех». При этом евреям даже в черте оседлости не разрешалось проживать в сельской местности, то есть крестьянствовать и быть крестьянами. Ввиду переселенности и малоземелья в западных губерниях. Так, в с и на Украине появились уникальные в своем роде поселения - еврейские местечки. Нечто промежуточное между городом и деревней.
Однако, как ни странно это покажется, речь не шла об ограничениях по национальному признаку. Между прочим, тогда в документах и паспортах, вообще, отсутствовала графа национальность, ее заменяло - вероисповедание. Так, вот, крещеных евреев, то есть, христиан которых, кстати, было не так уж мало, все эти ограничения в принципе не касались. Кроме того, запрет не распространялся на купцов первой гильдии, лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал (фельдшеров и акушеров), цеховых ремесленников, а также на тех, кто поступал на военную службу по рекрутскому набору. При этом в высших учебных заведениях существовали обязательные квоты для приема абитуриентов иудейской веры, что при желании можно выдать даже за льготу, а не препятствие. Понятно, что эти два социальных лифта - образование и профориентация - работали для вынужденных обитателей черты оседлости без остановки. И результат этой работы, во всех смыслах, надо признать успешным.
| |