|
Минтранс предлагает отменить госрегулирование цен на услуги большинства портов страны. Служба по тарифам и антимонопольное ведомство пока готовы лишь частично отказаться от ручного управления
Минтранс предлагает распространить эксперимент по либерализации тарифов на перевалку грузов, который с 2010 г. проводится в Большом порту Санкт-Петербург, на другие порты. Нужно оценивать конкурентную среду как минимум в границах портов одного бассейна, но еще лучше - с учетом смежных государств, написал замминистра транспорта Виктор Олерский в правительство (копия письма есть у «Ведомостей»). Ведомство действительно выдвинуло такое предложение, говорит сотрудник Минтранса. Решение о распространении дерегулирования на других стивидоров должно быть вынесено на этой неделе, добавляет он. С предложением отменить тарифное регулирование в Минтранс обратилась 21 стивидорная компания из 16 портов, рассказывает собеседник «Ведомостей». Их Минтранс и предлагает правительству исключить из списка субъектов естественных монополий, говорится в письме Олерского. Среди стивидоров все компании группы НМТП, UCL Ports, Восточная стивидорная компания (входит в Global Ports), Ванинский морской торговый порт, Мурманский морской торговый порт и др. В перспективе Минтранс будет настаивать на отмене тарифного регулирования во всех портах, уверяет сотрудник ведомства (его представитель от комментариев отказался). С тем, что эксперимент по либерализации нужно распространить и на другие порты, согласны ФСТ и ФАС, говорят представители ведомств. Но полностью отменить тарифное регулирование невозможно, подчеркивает сотрудник ФАС.
По его словам, это нужно сделать в европейской части России, Приморском и Хабаровском крае, где порты фактически работают в условиях конкуренции, но признаны «естественными монополиями». Сохранить же регулирование, по мнению ФАС, стоит в портах Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей, а также в Чукотском и Корякском округах, отмечает собеседник.
ФСТ пока предлагает лишь увеличить количество пилотных проектов по дерегулированию ставок, говорит представитель службы, в этом случае есть возможность вернуться к регулированию тарифов в короткие сроки. Тарифное регулирование не дает стивидорам оперативно реагировать на изменение спроса на рынке - новые ставки долго утверждаются регуляторами, сетует сотрудник одной из стивидорных компаний, работающих в порту Санкт-Петербург.
Из-за тарифов стивидоры иногда вынуждены работать в убыток, продолжает менеджер другого портового оператора. Для грузоотправителей в либерализации цен есть угроза, говорит менеджер крупной химической комапнии: тарифы скорее всего будут только расти.
| |