|
Третья фаза программы Nano Air Vehicle предусматривает на 2013 год детальное исследование новых типов полётов для дронов, в частности «машущего крыла». Иными словами, военные жаждут БПЛА-орнитоптеров, мимикрирующих под птиц.
Армия нуждается в БПЛА, которые будут не просто похожи на птиц, она хочет, чтобы те летали так же тихо и манёвренно, как настоящие пернатые, а это значит, что ей нужны орнитоптеры. Удастся ли инженерам преодолеть технические трудности на этом пути?
Ещё Жуковский говорил, что машущее крыло по определению создаёт намного бóльшую подъёмную силу, чем неподвижное, и он же с сожалением добавлял, что расчёт его аэродинамики принципиально сложнее. Однако для малых БПЛА переход на эту технику неизбежен. Чтобы зависать в воздухе, а затем лететь вперёд, сегодня мы используем лишь ЛА с вертолётными винтами, однако их топливная эффективность намного хуже, чем у самолётов, не говоря уже об орнитоптерах. Как и любой энергонеэффективный процесс, полет таких дронов сопровождается довольно громким звуком, а значит, для малозаметной войсковой разведки в тактическом звене они не годятся.
Одно из главных препятствий для орнитоптеров - высокая жёсткость крыла при его малой массе - для микро-БПЛА не проблема в силу малых размеров их крыльев и, следовательно, более низких требований к жёсткости. Именно в этом ключе разрабатывается «Колибри» (Hummingbird) компании Aerovironment, о которой мы уже писали. Колибри выбрана за прообраз не просто так: при пикировании птичка пролетает за секунду до 400 длин своего корпуса (среди боевых самолётов ничего такого пока нет), способна летать назад без разворота и имеет самую быструю скорость воздушного торможения - как в природе, так и среди искусственных летунов. Размах крыльев и масса Hummingbird - 16,5 см и 19 г. Сюда входят вес всех полётных систем, а также опциональный почти невесомый обтекатель в форме тела колибри, призванный придать аппарату сходство с птичкой. Правда, средняя колибри меньше, но тут всё диктуется литий-ионными аккумуляторами, кои отсутствуют в природе и вынуждают делать вес дрона большим.
Как понятно из видео, ЛА также способен весьма быстро ускоряться и останавливаться и даже летать назад без разворота корпуса, при этом транслируя видео через встроенную камеру. Кроме того, дрон может в течение двух минут зависать в условиях бокового ветра со скоростью 2,1 м/с без сноса, пролетать сквозь двери, а его максимальная скорость ограничена пока 18 км/ч.
Однако по скрытности и миниатюрности до реальных колибри ему ещё далеко: напомним, самая мелкая из этих птичек весит 2 г (кубинская разновидность), что на порядок меньше, чем у дрона. Время его полёта без подзарядки тоже хромает: 8 минут при активном маневрировании, 20 минут при «зависании» на месте. Причина - низкая ёмкость аккумуляторов. Но не только: исполинский колибри - перелётная птица, меняющая климатические зоны без «дозаправки»-остановки. Очевидно ни это, ни полёты на высоту до 5 км не дались бы ей, если бы она была столь же энергозатратной, как дрон на её «платформе». Чтобы решить вопрос, Hummingbird хотят научить дозаправляться воздухе (заменой аккумуляторов?).
Впрочем, стоит отметить, что обозначенные ЛТХ Hummingbird относятся к демонстрационной версии, и в рамках постоянно продвигающейся военной программы исследований могут серьёзно вырасти. По информации из источников в данной отрасли, военные уже получили несколько предложений от других компаний, работающих над созданием БПЛА и применяющих «иные подходы» к решению проблемы машущего крыла для микродронов.
Подготовлено по материалам Wired.
| |