|
Обледенение крыла, ошибка пилотов или возраст самолета - авиаобщественность обсуждает версии падения в Тюмени лайнера АТР 72 компании «ЮТэйр». Мнение экспертов изучил и корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов
Гололобов: Неисправность самолета, ошибки пилотирования или наземных служб. Таковы официальные версии. Единственное, что исключена версия теракта. Повреждения самолета не похожи на те, что бывают, когда в воздушное судно закладывают бомбу. Тем не менее, конкретики мало. Хотя эксперты наиболее перспективной считают версию обледенения крыла АТР 72. И этому есть причины. Как минимум три предыдущие катастрофы самолетов такого типа в разных странах были вызваны именно конструктивными недостатками крыла, способствующими наросту льда, отмечает - заслуженный летчик-испытатель, Герой России Рубен Есаян.
Есаян: После катастрофы в Штатах были проблемы с крыльями, обледенение стабилизаторов. И там приняли меры, «Аэроспасьяль», фирма французская, которая производит эти самолеты, там приняли меры.
Гололобов: Но дело в том, что американская катастрофа АТР произошла в 1994 году, и последующее исправление дефектов закрылков коснулось в основном новых самолетов. А ютэйровский АТР был выпущен до 1994 года, и, скорее всего, вряд ли был модернизирован. По крайней мере, данных таких пока нет. Ну а погодные условия в районе аэродрома Тюмени были крайне благоприятные для обледенения, полагает летчик-испытатель Александр Акименков.
Акименков: АТР 72 создавался для средней полосы, а эксплуатируется он в Тюмени, что средней полосой не является. Вот смотрите, минус один у земли, на каждую тысячу метров минус шесть с половиной. После взлета он, по идее, должен был набрать порядка двух тысяч метров. Следовательно, это на высоте полета порядка минус 14. В тех условиях это идеальные условия для обледенения.
Гололобов: Понятно, что обледенение крыла влияет на летные характеристики лайнера. Он становится тяжелее, к тому же ледяные наросты ухудшают аэродинамику. Кроме того, не исключено, что кусочки льда могли попасть в двигатель, реконструирует развитие событий Александр Акименков.
Акименков: Обледеневает входное устройство, отрываются кусочки льда и идут в компрессор, иногда доходит даже до турбины. Двигатель выходит из строя. Судя по тому, что живые все-таки остались, экипаж совершил вынужденную посадку. Следовательно, отказ был не одного двигателя, а обоих. Следовательно, посадка производилась в экстремальных условиях. Отсюда последствия.
Гололобов: Рубен Есаян тоже не исключает версию обледенения. Но не считает ее приоритетной.
Есаян: Отказ техники с таким количеством пассажиров, 39 человек - это половина загрузки этого самолета. При таких температурах он на одном двигателе может продолжать полет. Дело, видимо, не в обледенении стабилизатора. Ну, сейчас средства объективного контроля снимут с самолета, первые расшифровки сделают, и будет ясная картина. Это что-то было такое, что не очень зависело от экипажа.
Гололобов: Да и в оценке высоты, с которой стал падать самолет, два эксперта высказываются по-разному. Так, по мнению Рубена Есаяна, эта высота еще была не столь критичной для обледенения.
Есаян: Я могу предположить, потому что это было в районе аэродрома, недалеко от полосы. Значит, высота была не больше 400-500 метров. Они, как говорится, успели наверняка выполнить взлет, а так упали бы перед полосой.
Гололобов: В некоторых странах, в том числе США, самолет АТР-72 имеет ограничение по регионам эксплуатации. Опять же, из-за возможных проблем с обледенением ему не рекомендуется летать на севере. Однако у нас он эксплуатируется именно на севере. Как такое возможно? Претензии к межгосударственному авиационному комитету, констатирует Александр Акименков.
Акименков: МАК выдает сертификат. Естественно, не проверяет адаптацию этого самолета к условиям России. И виновность экипажа - это самое-самое последнее. Но за последние 20 лет, время царствования МАК, ни разу не было случая, чтобы был виноват кто-нибудь другой, кроме экипажа. Я абсолютно не сомневаюсь в том, что и в этом случае экипаж будет крайним.
Гололобов: Какие либо конкретные выводы делать, конечно, еще рано. Расследование только началось. Но обычно официальные данные о причинах катастрофы публикуются не ранее чем через месяц.
| |