|
Страшась смерти, атеисты начинают подсознательно верить в Бога. Доказано исследователями из Университета Отаго (Новая Зеландия).
Психологи из новозеландского Университета Отаго оценили влияние страха смерти на религиозность. Они пригласили поучаствовать в эксперименте 265 человек, среди которых были верующие и атеисты, предложив им подумать о своей кончине.
Подопытные должны были написать о том, что они думают о своей смерти; в качестве безобидной альтернативы участники эксперимента сообщали о том, что они смотрят по телевизору.
После этого психологи оценивали, как изменились взгляды людей на существование божественной силы. Те, кто был и так религиозен, уверовали ещё сильнее. Атеисты, напротив, демонстрировали ещё бóльшую убеждённость в своём неверии. Но всё это были изменения, произошедшие в сознании; на подсознательном уровне картина выглядела иначе. У религиозных людей сознание и подсознание на страх смерти отвечали одинаково, ещё больше веруя в божественный промысел. С атеистами было сложнее: если сознание ещё сильнее декларировало неверие, то подсознание, наоборот, склонялось к вере.
Исследователям пришлось пойти на методическую хитрость, которая позволила бы им оценить подсознательную религиозность. Испытуемые должны были реагировать на различные утверждения, вроде «Бог есть» или «Бога нет». Человеку предлагалось подтвердить своё согласие с таким заявлением, и по скорости реакции учёные делали вывод о том, что думает по этому поводу его подсознание. Статью с результатами экспериментов учёные опубликовали в Journal of Experimental Social Psychology.
Почему же у атеистов разные слои личности вступают в теологическую дискуссию? Психологи объясняют это тем, что страх собственной смерти заставляет сильнее держаться за жизнь, за свой мир, а у атеистов мир покоится на «безбожном» основании. Атеист пытается защитить всё, что относится к его жизни и мировоззрению. С другой стороны, страх смерти сопровождает человека с момента обретения им самосознания, и религия издавна помогает защититься от этого страха.
Пока что эти данные могут существовать на правах любопытного и важного феномена. Взаимосвязь между самосознанием, страхом смерти и религиозностью даже на обычный взгляд невероятно сложна и должна обсуждаться психологами и нейрофизиологами совместно с культурологами, социологами, религиоведами и т. д. Однако позволим выразить себе надежду, что церковные иерархи в попытках обратить в веру как можно больше людей не будут спешить с внедрением результатов этой работы в свою повседневную практику.
Подготовлено по материалам Университета Отаго.
| |