|
Точку в споре о необходимости включения в Гражданский кодекс положений о раскрытии владельцев офшоров поставил президент России. Соответствующих норм в новой редакции, внесённой главой государства, не оказалось
Хотя рассматривались достаточно радикальные способы вывести на свет бенефициаров офшорных компаний. Почему кодекс решили не обременять такими нормами, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Гурьянов: Эксперты спорили о положении, по которому компании обязывались информировать налоговую службу о тех, кто реально влияет на их бизнес в России. В противном случае офшорам грозило бы признание недобросовестным приобретателем по сделкам, а также привлечение к солидарной ответственности по обязательствам офшоров лиц, действующих от их имени. Видимо, подобные меры всё-таки признали излишне жёсткими, и теперь законодательство будет развиваться по более мягким сценариям. Говорит партнёр юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнёры» Александр Некторов.
Некторов: Если санкция будет носить гражданско-правовой характер, например, солидарная или субсидиарная ответственность менеджеров оффшора, то место такой нормы в ГК. Если же санкция будет носить административный характер, тогда нужно смотреть на другие законы. Например, о рынке ценных бумаг, о банках и банковской деятельности об акционерных обществах и так далее. Санкции будут носить административный характер, какие-нибудь ограничения для офшоров, не обязательно штраф.
Гурьянов: Очевидно, что в споре возобладала позиция рабочей группы по созданию в России Международного финансового центра. Она настаивала на том, что контроль над оффшорами - это задача не кодекса, а специальных законов. Кроме того, определённые механизмы для этого уже имеются, отмечает юрист центра «Арт де Лекс» Юлия Голикова.
Голикова: На сегодняшний день у нас действует закон о защите конкуренции, в котором закрепилось положение об обязательном раскрытии информации о бенефициарах при совершении сделок, которые подпадают под контроль закона о защите конкуренции. Потом издано поручение об обязательстве государственных компаний обязать своих контрагентов раскрыть всю информацию о бенефициарах. А гражданское законодательство всё-таки менять нужно постепенно, потому что это будет слишком обременительно для частного бизнеса.
Гурьянов: Кроме того, как пояснил министр юстиции Александр Коновалов, конечная цель модернизации кодекса сделать так, чтобы инвесторы не боялись за свои инвестиции и российский бизнес не уходил из страны. А на стадии обсуждения нововведений юристы предупреждали - принятие поправок может отпугнуть от России иностранных инвесторов. Говорит исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов.
Герасимов: На территории Российской Федерации работают не только юридические лица, которые созданы гражданами Российской Федерации, чтобы получать льготы по налогообложению, но ещё и реальные иностранные инвесторы которые тоже не всегда хотят раскрывать своих бенефициаров. Сейчас пытается государство добиться того, чтобы для них был более открыт рынок России, чтобы они сюда приходили. Может, здесь лучше не пытаться пристукнуть тех, кто занимается этими оффшорами, а убрать саму причину, почему они в эти оффшоры уходят.
Гурьянов: Впрочем, в нижестоящих инстанциях работа над тем, как вывести офшоры на свет, продолжается. Так, Росфинмониторинг предлагает обязать банки выявлять реальных владельцев своих клиентов - юридических лиц. А Федеральная служба по финансовым рынкам хочет запретить акционерам публичных компаний голосовать теми акциями, реальные владельцы которых останутся неизвестны. Также они не смогут получать дивиденды.
| |