|
Радикально снизив тарифы на зарубежный роуминг в конце 2011 г., «Мегафон» добился прироста пользователей этой услуги и значительного увеличения их активности, но доходы от роуминга у оператора сократились.
В феврале 2012 г. роуминговый трафик мобильной передачи данных у абонентов «Мегафона» увеличился почти вчетверо (на 280%) по сравнению с февралем 2011 г., рассказал «Ведомостям» заместитель гендиректора оператора Константин Солодухин. Продолжительность разговоров при входящих вызовах выросла за тот же период почти втрое (на 190%), при исходящих - на 80%. Увеличилось и количество абонентов, пользующихся роумингом, - примерно с 500000 до 750000. В декабре 2012 г. «Мегафон» в девять раз, до 6 руб. за минуту, снизил стоимость входящих звонков для всех своих абонентов в 43 странах Западной и Восточной Европы, европейской части СНГ и в Турции, а стоимость исходящих звонков - в пять раз до 16 руб. за минуту. Сделать это помогли договоренности с европейскими операторами - роуминговыми партнерами «Мегафона», которые согласились снизить размер платы за «приземление» звонка на свою сеть (эта плата формирует, по оценкам МТС и «Мегафона», не менее 80% базового роумингового тарифа). «Мы немного рисковали», - признает Солодухин, ведь соглашения с европейскими операторами обязывают российскую сторону обеспечить определенный объем услуг. Но абоненты стали пользоваться связью активнее и это позволило «Мегафону» сохранить приемлемый уровень маржинальности от роуминга, говорит он. У МТС рентабельность от международного роуминга в среднем 20%, рассказывал ее представитель. «Вымпелком» и МТС отреагировали на действия «Мегафона», предложив абонентам платные опции (10-19 руб. в день), подключив которые, те тоже смогли удешевить зарубежный роуминг в разы. Голосовой трафик абонентов «Вымпелкома», отправившихся на праздники за рубеж, вырос по итогам новогоднего отпускного периода на 53% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, говорит пресс-секретарь этой компании Анна Айбашева. А количество абонентов, пользующихся мобильным интернетом в зарубежном роуминге, выросло в январе 2012 г. более чем в 10 раз по сравнению с январем 2011 г. Представитель МТС Валерия Кузьменко сообщила, что у компании также значительно возросло как количество абонентов, пользующихся роумингом, так и объем оказанных в роуминге услуг. Но, по данным GfK, о роуминговых опциях операторов знают максимум 16% абонентов, а пользуются ими максимум 3%, замечает Солодухин. Кроме того, добавляет он, подключение опций требует определенного навыка и внимательности: например, надо не забыть отключить опцию по возвращении (иначе оператор продолжит списывать абонплату). Поэтому «Мегафон» в отличие от конкурентов снизил базовые цены на роуминг для всех абонентов. Тарифные опции популярны среди абонентов, более половины трафика в роуминге идет с подключением роуминговых опций, возражает Айбашева. Абонентам не важно, в какой форме оператор снижает цены, согласна Кузьменко. Рост активности абонентов в роуминге не перекрыл снижения цен - доходы «Мегафона» от роуминга снизились, признает Солодухин. Правда, много оператор не потеряет: вся его выручка от зарубежного роуминга до снижения цен не превышала 1% от общей. По его словам, «Мегафон» рассчитывает компенсировать выпадающие в результате снижения цен доходы за полтора года.
| |