|
Сегодня датская Rockwool International торжественно открывает в особой экономической зоне «Алабуга» завод по производству каменной ваты. В Татарстане уже работает завод главного конкурента датчан - отечественного лидера по производству теплоизоляции «Технониколь».
Завод Rockwool начал работать в феврале, его мощность - 110000 т каменной ваты ежегодно, инвестиции - $150 млн, сообщила компания. В России работают еще три завода Rockwool общей мощностью около 240000 т ежегодно - в Железнодорожном Московской области, Выборге Ленинградской области и Троицке Челябинской области (данные ABARUS Market Research). Аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова считает, что строительство завода окупится не раньше чем через восемь лет. Ранее в интервью «Ведомостям» президент и генеральный директор Rockwool International Элко ван Хил рассказал, что компания выбрала «Алабугу» из-за удобного расположения: оптимально везти продукцию не дальше 500-600 км, к «Алабуге» близка Казань и другие города - крупные потребители стройматериалов. Российские предприятия Rockwool International загружены полностью, но этого не хватает, и часть продукции компания везет со своих зарубежных заводов. В Заинске работает один из шести российских заводов «Технониколь» (две линии общей мощностью 140000 т ежегодно). Преобладающую часть продукции завод отправляет за пределы Татарстана - в Приволжский федеральный округ, Московскую область и др. «К открытию Rockwool у нас было время подготовиться, есть выстроенные связи с заказчиками, проектировщиками», - говорит директор по продажам направления «каменная вата» «Технониколь» Роман Колесников. Ведущий советник отдела промышленности стройматериалов и технологий минстроя РТ Роберт Нафиков рассказал, что только для жилищного строительства республике ежегодно необходимо 75000-80000 т теплоизоляционных материалов. «Такие крупные производства, как Rockwool, рассчитаны не на один регион. Думаю, она будет поставлять продукцию в Сочи, города Приволжского и Уральского федеральных округов», - говорит чиновник. В Татарстане продукцию Rockwool используют «Танеко», «Камаз» и строители жилья. Директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская считает главной проблемой Rockwool «агрессивное развитие» холдинга «Технониколь», который «работает в нескольких ключевых строительных сегментах: теплоизоляция, гидроизоляция, кровля - и продукцию сбывает "пакетом взаимосвязанных материалов". По ее словам, в 2005 г. "Технониколь" сместила Rockwool с позиций лидера рынка, заняв долю в 30%, теперь Rockwool сохраняет 20%, у Linerock, "Изорок" и Izovol - по 8-10%, остальное - у мелких игроков. "Загрузив мощности полностью, Rockwool теоретически может приблизиться к нынешним объемам „Технониколь", но на это уйдет не меньше 3-4 лет, лидер снова уйдет далеко вперед: у Rockwool будет не менее 25%, у „Технониколь" - 35-37%", - полагает Никольская.
| |