|
Бизнес все больше тратит на социальную сферу, а проблем в обществе меньше не становится. Причина не только в неэффективности бизнес-благотворительности, развитию качественной филантропии мешает отсутствие доверия среди всех слоев общества друг к другу. Отсюда и неэффективные программы, и слабая мотивация населения, и недоверие к фондам
Российская благотворительность растет по количеству проектов и их участников, были единодушны в оценках участники VIII ежегодной конференции «Благотворительность в России», которую «Ведомости» провели в начале марта в Москве. РСПП оценил объем благотворительности в России в $5 млрд. В The Boston Consulting Group (BCG) подсчитали, что в последнее время на сектор НКО тратится около $13млрд. Основная проблема в том, что это не более 1% ВВП России, говорит Сергей Перапечка, директор московского офиса BCG. Доля экономики НКО в ВВП развитых стран - в среднем 6,5%, более того, в нескольких государствах она превышает 10%-ный порог. Большая часть финансирования НКО - около 73%, или $9млрд - поступает от бизнеса и граждан. Причем от граждан - мало (не более 15%, по оценкам «Форума доноров»), большая часть - от компаний. И НКО почти не финансируются за счет бюджета. По оценке BCG, в привлеченных сектором ресурсах доля государственных средств - не более 5%. Это в 10раз меньше, чем в развитых странах, и в четыре, чем в развивающихся. Реально бизнес тратит на социальную сферу еще больше. Не все средства идут в НКО, а кроме того, компании дают деньги еще и на ремонты, стройки и прочую помощь по запросам администраций, напоминает Наталья Каминарская, исполнительный секретарь «Форума доноров», ассоциации компаний, занимающихся благотворительностью. В среднем компании США перечисляют на благотворительность чуть менее 1% прибыли до вычета налогов, говорится в отчете Corporate Giving Standard (CGS), подготовленном Комитетом по поддержке корпоративной филантропии (CECP). На общем фоне выделяются лишь производители потребительских товаров не первой необходимости - они направляют на филантропию около 2% прибыли. В России, по данным, предоставленным участниками ежегодного рейтинга лучших корпоративных благотворительных программ, проводимого «Ведомостями», «Форумом доноров» и PwC, компании, принадлежащие иностранным корпорациям, укладываются в статистику CGS, тогда как у российского бизнеса эти расходы существенно выше 2%. Компании, работающие в регионах, тратят на социальные проекты от 3 до 6% прибыли, по оценкам Алексея Костина, исполнительного директора НП «Корпоративная ответственность - русский центр». Делают они это, конечно, не из чистого альтруизма, у них свои цели. Цель первая - создать в регионе присутствия социальную инфраструктуру вокруг своего бизнеса и тем самым обеспечить лучшие условия функционирования предприятий. Цель вторая - установить на региональном уровне правила отношений с властью. «Региональную политику в сфере благотворительности во многом формируют местные власти. Поэтому бизнес стремится заключить четкие соглашения с администрацией на реализацию определенного количества проектов», - рассказывает Костин. Создание благоприятного морального климата в регионе, формирование бренда работодателя и поддержание репутации компании и есть третья цель, которую преследуют социальные программы бизнеса в регионах, развивает эту мысль Костин. Это мнение подтверждается массой примеров. Компания «Сахалин энерджи» разрабатывает месторождения на шельфе острова Сахалин с 1994 г. «Поначалу местное население настороженно относилось к нам. Потребовались время и усилия, чтобы показать людям: мы здесь не только для того, чтобы добывать нефть. Мы готовы активно участвовать в жизни региона и развивать его», - объясняет Анна Лыгина, руководитель группы социальных инвестиций компании. Сегодня в компании действует несколько социальных программ поддержки местного населения и развития инфраструктуры региона присутствия. С 2003 г. профинансировано 262 социальных проекта в 55 населенных пунктах Сахалинской области. «Открытия Ледового дворца, который мы строили в Новомосковске Тульской области, ждал с нетерпением весь город. Теперь сюда приезжают кататься на льду со всей округи», - рассказывает Владимир Кузнецов, менеджер проектов социальной ответственности компании «Еврохим», которая с 2008 г. реализует программу развития ледового спорта в регионах присутствия. Планируется построить восемь ледовых объектов в шести регионах, организовать пять новых региональных ДЮСШ. «Мы редко поддерживаем кого-либо вне регионов присутствия. Нам важно развивать отношения именно с местными сообществами», - объясняет Кузнецов позицию компании. Примерно 100 компаний на российском рынке имеют хорошо структурированные, комплексные социальные программы в регионах работы, утверждает Мария Черток, директор благотворительного фонда «CAF Россия». Как правило, это крупные корпорации, которые работают на международном рынке, заботятся о своей репутации в мире и перенимают лучшие западные практики в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО), объясняет она. На российском рынке конкурентным преимуществом служит близость к чиновникам, отсюда и невнимание бизнеса к вопросам благотворительности, объясняет Костин малочисленность хороших КСО-программ. Проблема уровня Бизнес как наиболее профессиональная часть управляющих должен активнее решать те системные проблемы в стране, с которыми не удается справиться государству, предложил на конференции «Ведомостей» Константин Малофеев, председатель попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого. «Мы живем в стране, имеющей острые социальные проблемы: демография, наркомания, алкоголизм. Кто-то может сказать, что эти проблемы должно решать государство и бизнес здесь ни при чем. Но если государство неэффективно? Уже есть отдельные примеры социальных проектов, реализованных крупными бизнесменами и корпоративными фондами. Так, именно фонд "Искусство и спорт", который финансирует Алишер Усманов, способствовал получению Россией права проведения чемпионата мира по футболу 2018 г. На международном уровне продвигаются проекты развития фехтования: Усманов - президент Международной федерации фехтования. Малофеев предложил принять общую для бизнеса консолидированную стратегию по решению социальных задач и персонифицировать зоны ответственности каждого бизнесмена или предприятия за конкретное направление. Примеров успешной персонификации в бизнесе столько же, сколько и неуспешных, не соглашается Глеб Прозоров, управляющий директор газеты "Ведомости". Хотя Алексей Кравцов, президент "Крафтвэй корпорэйшн ПЛС", и возглавляет Союз конькобежцев России, голландцы все равно бегают лучше, продолжает он. Если наши олигархи не готовы передать бизнес для управления менеджментом и полностью посвятить себя благотворительности, как Билл Гейтс, заставлять сделать это бессмысленно, уверен Прозоров. КСО для компаний - это в первую очередь инвестиции в безопасность и экологичность производства, своих сотрудников и членов их семей, а системные проблемы на уровне конкретных, хотя бы и сложных программ не устранить, считает Наталья Поппель, начальник управления КСО "Северстали". Медициной давно доказано, что во всех странах - за небольшим исключением - алкоголизм лечится экономическими мерами, т.е. на государственном уровне, продолжает Прозоров.
| |