|
Экс-президент никогда не отличался любовью к финансированию собственных предвыборных проектов
С того момента, как оппозиция начала задумываться об объединении, было много спорных вопросов. Однако один не вызывал никаких дискуссий: бывшему президенту Виктору Ющенко в оппозиционном объединении не рад никто. Причем в персоны нон грата записали не всю «Нашу Украину», а персонально Ющенко.
Между тем сам экс-президент, что бы он ни говорил, видимо таки хочет попасть в следующий парламент. «Комментарии» предположили, что он может пойти по одному из мажоритарных округов Тернопольщины. Однако пресс-секретарь экс-президента Ирина Ванникова так гневно опровергла эти слухи, как будто ее шефа обвинили в чем-то аморальном. Хотя желание участвовать в выборах - абсолютно нормальное для состоятельного политика.
Но если бы Ющенко отвечал только за себя, в том, что он не будет участвовать в выборах, не было бы большой беды. Но его имя по-прежнему ассоциируется с «Нашей Украиной». И здесь возникает много вопросов. А именно: какую именно партию Ющенко собирается продвигать в парламент? Руководители «Нашей Украины» Валентин Наливайченко и Сергей Бондарчук недвусмысленно дали понять, что дружба дружбой, а прохождение в Раду им дороже. Это прохождение им обеспечивают как раз потенциальные партнеры из объединенной оппозиции - как раз в обмен на то, чтобы «Наша Украина» не путалась под ногами во время избирательной кампании и не ломала игру монолитной оппозиции. Говорят, за это Бондарчуку посулили округ на Волыни, Наливчайченко - на Тернопольщине. Бондарчук и Наливайченко с радостью бы выполнили условия сделки - не пускать «Нашу Украину» на выборы взамен на проходные округа, если бы не одно «но». Прежде всего, сам Виктор Ющенко. Не случайно возникла идея «Правицы» как своеобразного «антиКОДа», куда, по задумке, должны войти давно сотрудничающая с властью УНП и еще ряд мелких и финансово несостоятельных национально-демократических партий, оставшихся за бортом серьезных политических процессов. «Непроходимость» этих политических сил, тем не менее, никак не влияет на амбиции их представителей: многие из них проработали в парламенте последние 10-20 лет, и им очень хочется снова надеть депутатский значок.
По мнению экспертов, изначально задача «Правицы» во главе с Ющенко - выторговать себе места в обмен на отказ конкурировать с «кодовцами», отбирая у них так необходимые им проценты. По идее, угроза должна была сработать, и как минимум Ющенко было бы обеспечено место в списке объединенной оппозиции. Но он получил от КОДа от ворот поворот (мнение оппозиции на этот счет довольно емко выразил бютовец Сергей Соболев). Тем не менее, Ющенко, во-первых, не отказался от намерения баллотироваться в парламент, во-вторых - от возможности отомстить «врагам».
На то, чтобы провернуть подобный проект, нужны финансы. И немалые. Сам Виктор Андреевич вряд ли захочет тратить на заведомо проигрышную кампанию собственные деньги, которых у него, конечно же, нет. И, не исключено, что в этом ему помогут на Банковой. Кто именно выступит спонсором, значения не имеет. Взамен спонсоры хотят две вещи - без устали критиковать оппозицию и по возможности отобрать голоса у врагов ПР.
Правда, как тут не вспомнить, что «Наша Украина» как политический проект и как бренд принадлежит Ющенко, а не нынешним ее руководителям. Ему решать, куда и как пойдет его партия. И тут возникает конфликт, поскольку новые партнеры Наливайченко и Ко справедливо спросят: а зачем вы нам теперь нужны, если обязательство не выполнено, и «НУ» все равно идет отдельной колонной.
И если правильно раздуть конфликт вокруг разновекторной «Нашей Украины» в ток-шоу и прессе - а это политтехнологи Банковой уж точно сделают с особым цинизмом - то шумовой эффект в борьбе против оппозиции обеспечен. На фоне этого власть будет сокрушенно качать головой и говорить: видите, говорили, объединятся, а снова - дерутся. Поможет ли это самому Ющенко собрать приличный электоральный урожай? Нет. Принесет ли это ему моральную сатисфакцию? Вероятно, да...
| |