|
После «Благодетеля» (1997) Фрэнсис Форд Коппола покончил с большими студийными историями: восемь лет он не снимал вообще ничего, а потом выпустил три фильма, снятых в его собственной усадьбе, на его собственные деньги и про его собственные личные проблемы - «Молодость без молодости», «Тетро» и «Между».
Собственно, на премьеру «Между» он и приехал в Москву. В интервью РИА Новости Коппола рассказал, зачем ему понадобилась экскурсия в Политехнический музей, и в чем сходство между режиссером и бутылкой вина. В душу к классику лезла Ольга Гринкруг.
- Ваши российские прокатчики разослали релиз, в котором сообщалось, что своей первый день в Москве вы провели в Политехническом музее, изучая терменвокс. Чем он вас так привлек? И что за пирожки - снова цитирую релиз - вы вспоминали со вдовой Сергея Бондарчука?
- Ирина Скобцева - замечательная дама. Однажды она приехала ко мне в гости, в долину Напа. Мы общались по-итальянски, и я попросил научить меня делать пирожки. Отлично, отозвалась она, а где здесь рынок? Мы съездили на рынок, купили все, что нужно, и принялись за готовку. Вчера в ресторане мы случайно встретились - она чудесно выглядит, хотя с тех пор прошло уже 30 лет.
- А терменвокс откуда возник?
- Понадобился для сценария. Идея такая: сначала я сделал три маленьких фильма, отрезав себе доступ фактически ко всем ресурсам, а теперь, раз уж я это пережил, можно взяться за нечто более масштабное и амбициозное. Действие в этой истории происходит в разные временные периоды, с 1910-х по 1960-е, так что проект получается достаточно дорогой. Еще не разобрался, потяну ли я это. Может быть, один не справлюсь. Может, придется поинтересоваться у детей, не возражают ли они, если я потрачу все свои деньги сейчас, а им почти ничего не оставлю. Они, конечно, сами теперь режиссеры и в состоянии справиться, но все же привыкли к определенному образу жизни. В общем, я еще не решил, где буду искать средства.
- То есть, вы возвращаетесь к прежнему масштабу? К тому, что вас прославило?
- Нет, потому что прославили меня экранизации книг, написанных другими людьми. Теперь я пишу сам. Маленькие, личные фильмы понадобились для подготовки, но все, что я дальше собираюсь делать, тоже будет личным высказыванием.
- Новый фильм тоже явился из сна, как и «Между»?
- Снов там нет. Но хороший фильм, как и хороший роман, должен быть основан на глубоко личных переживаниях. Вот скажите, «Будденброки» - личная история? По-моему, да. Флобер писал про себя? По-моему, да. Тургенев «Отцов и детей» тоже вряд ли выдумал из головы, ведь если ты пишешь роман, проделываешь огромную исследовательскую работу, сочиняешь кучу персонажей и сцен, ты не можешь не опираться на собственный опыт, собственные переживания. Фильмы, которые я хочу делать, напоминают классическую литературу куда больше чем современную, они неизбежно заставляют автора раскрывать себя.
- Смотря фильм, вы думаете о его авторе?
- Тут как с вином. Когда пьешь вино, нужно понимать, где вырос виноград - это называется словом «терруар». Когда смотришь кино, нужно почувствовать в нем душу автора. Вряд ли стоит смотреть фильм, который десять первых попавшихся человек сняли бы одинаково. Да впрочем, это и невозможно.
- У ваших детей и у вас в фильмах терруар одинаковый?
- Не сказал бы. Похожий - это да, мы ведь одна семья. Про какие-то вещи в фильмах Софии или Романа я могу сказать, откуда они взялись. Но во многих случаях это скорее генетическая реакция от противного. София, к примеру, абсолютный минималист. Кто знает, не стала ли она такой оттого, что меня слишком много? Но в любом случае, у нее абсолютно индивидуальная манера, которая угадывается по настроению, по строению кадра, даже если не знать, кто это снял. Теперь у нас в семье появился четвертый кинематографист - моя 25-летняя внучка Джиа. У нее тоже совершенно особый стиль.
- Бесит ли вас современный кинематограф?
- Меня бесит, когда в газетах начинают писать, сколько заработал тот или иной фильм. Это в первую очередь нечестно - там ведь никогда не указывают, сколько потрачено на рекламу. Если фильм идет на 8 000 экранах, а на его продвижение потрачено 200 миллионов долларов, неудивительно, если он заработает, скажем, 300 миллионов. Кино - не спорт, режиссер - не футболист, получивший кубок, да и вообще цифры - ненадежная материя, равно как и время, и деньги. Это все относительно, все сплошной контекст.
- А что не относительно?
- Любовь. Интуиция. Страсть. Истина. Вот и все.
| |