|
Выдержит ли корабль Джеймса Кэмерона новое погружение в старую тему?
В прокат выходит «Титаник» - легендарный фильм Джеймса Кэмерона, который режиссер решил перевыпустить в формате 3D. «Труд» размышляет о том, как «Титаник» добился успеха 15 лет назад и сумеет ли повторить его сейчас.
«Титаник» - без преувеличения фильм-уникум. Картина вышла под занавес 1997 года и всего за две предновогодние недели собрала в американском прокате больше 100 млн долларов. Причем если для большинства голливудских фильмов самой успешной является первая прокатная неделя, то с "Титаником" все было наоборот. Сарафанное радио сработало лучше красивых постеров, и картина оставалась лидером североамериканского проката на протяжении почти четырех месяцев. Этот рекорд не удалось побить ни одной картине, даже последнему на сегодняшний день шедевру маэстро Кэмерона - фильму «Аватар». Сборы «Титаника» стали сенсационными - это первая картина, сумевшая преодолеть психологически важный барьер в миллиард долларов. Касса «Титаника» по всему миру составила 1,8 млрд. Многие девочки прогуливали школу, чтобы в десятый раз посмотреть полюбившийся фильм, а одна жительница Австралии призналась, что видела картину больше 100 раз. В некоторых провинциальных городах давно закрытые в век телевидения и видео кинотеатры открывались заново - только ради того, чтобы показать «Титаник».
Продюсеры и режиссер ликовали. Еще бы: 11 «Оскаров», четыре «Золотых глобуса» и главная награда - любовь зрителей по всему миру, которая превратила этот фильм в настоящую легенду. Хотя лидеры проката не так уж часто становятся культовыми. Кто, например, может назвать сейчас в числе любимых комедийную драму «Трое мужчин и младенец», ставшую рекордсменом 1987 года? «Титаник» же смотрят до сих пор: об этом говорят его постоянные трансляции по центральным каналам и количество проданных DVD.
Девочкам - мелодрама, мальчикам - катастрофа
А пока Джеймс Кэмерон и Джон Ландау, главный продюсер «Титаника», готовили фильм к выходу, их конкуренты посмеивались. Вгрохать в картину на избитый сюжет рекордные 200 млн долларов - риск по всем понятиям бизнеса неоправданный. Ведь годом раньше, в 1996-м, уже был «Титаник» - с Кэтрин Зета-Джонс и Питером Галлахером, и успеха он не имел.
Джеймс Кэмерон учел неудачный опыт предшественников и представил на суд зрителей совсем другое кино - эпическое и мелодраматическое одновременно, со всеми чертами большого голливудского стиля, для публики всех возрастов, обоих полов и любого достатка. Девочки приходили смотреть на Леонардо Ди Каприо - бедного, талантливого и дерзкого художника, хотя многие критики до сих пор говорят о том, что Ди Каприо сыграл не так хорошо, как кажется школьницам. Голливудские киноакадемики эту версию подтвердили: актер даже не был номинирован на "Оскар", а единственная награда, которую он получил за роль художника Джека Доусона, - скромная попкорновая статуэтка канала MTV.
Еще для девочек приманкой была любовь, которая, конечно, сильнее смерти, времени и даже такой махины, как «Титаник». Где стол был яств и где танцевали пары из высшего света, теперь плавают рыбки, позолота осыпалась, главную палубу разрушила вода, ну, а любовь главной героини, конечно, жива. Мало было девочек, девушек и женщин, которые смогли досмотреть фильм до финальных титров, не проронив ни одной слезы, да и лучшего аккомпанемента, чем тихие девичьи всхлипы, для песни Селин Дион «My Heart Will Go On» пока не придумали.
Мужская аудитория «Титаника», скорее всего, была в меньшинстве, хотя гендерных исследований аудитории шедевра Джеймса Кэмерона пока не было. Но и сильному полу здесь было на что посмотреть. Во-первых, грандиозная катастрофа: то, как «Титаник» уходил под воду, было воссоздано в мельчайших деталях. Во-вторых, прекрасные подводные съемки затонувшего корабля. Иногда даже кажется, что и сам Кэмерон, известный любитель уединения на океанском дне, снял весь фильм ради нескольких подводных сцен - прекрасных в своей пустоте и заброшенности.
Но Кэмерон не был так наивен, как другие режиссеры, которые снимали фильмы-катастрофы в расчете только на мужскую аудиторию. Режиссер прекрасно понимал: заставить зрителей сопереживать крушению корабля, города или даже всей Земли гораздо труднее, нежели влюбленной парочке, которой не суждено быть вместе. Он довел до совершенства беспроигрышную схему «любовь на фоне катастрофы», которую голливудские продюсеры, режиссеры и сценаристы начали тиражировать именно после выхода «Титаника».
Кому он нужен через 15 лет
Сейчас «Титаник» выходит на экраны во второй раз, в канун столетия со дня гибели одноименного лайнера. Джеймс Кэмерон решил возродить один из своих лучших фильмов в формате 3D, в котором он стал признанным пионером. На конвертацию «Титаника» в стерео ушло почти семь лет и около 18 млн долларов. Вложения фильм точно отобьет: как показывает практика, даже не слишком удачные голливудские картины сейчас могут собрать около 20 млн только за первый прокатный уик-энд.
Конечно, в одну реку дважды не войдешь - обновленный «Титаник» вряд ли повторит свой успех 15-летней давности. Но дело здесь не только в том, что многие видели фильм, пусть и не в 3D, проблема как раз в новом поколении зрителей. На пресс-конференции, прошедшей в Москве, Джеймс Кэмерон признался, что решил перевыпустить «Титаник», чтобы те, кто его еще не видел, смогли посмотреть картину на большом экране с полным, так сказать, погружением. «Уже выросло новое поколение с того момента, как "Титаник" вышел на экраны. Думаю, сейчас в кино пойдут и те, кто уже видел фильм, и те, кто будет смотреть его впервые», - резюмировал маэстро Кэмерон.
Новому поколению 15 лет. Если верить статистике, то именно девочки с 15 до 19 лет чаще всего ходят в кино, по крайней мере в России. Казалось бы, именно они - идеальная аудитория фильма. Вот только самыми популярными жанрами сейчас являются комедии и фэнтези, а самыми кассовыми картинами становятся все части «Гарри Поттера», «Сумерек», «Пиратов Карибского моря», «Человека-паука» или недавно вышедшие «Голодные игры». Конечно, во всех этих картинах есть и сильная любовь, и катастрофы, но все это приправлено такой долей фантастики, что «Титанику» тягаться с ними будет трудно. Смогут ли девочки из нового поколения кинозрителей выдержать трехчасовой фильм, пусть и в 3D, пусть и про любовь, если герой Леонардо Ди Каприо в какой-то момент не превратится в вампира, а сам «Титаник» - в пиратское судно с Джонни Деппом в роли капитана?
Мнение
Евгений Володин, заместитель главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня»: «Я пойду на "Титаник" в 3D»
- Перевыпускать старые фильмы в 3D - новый тренд. Конечно, ни один из них не смог повторить свой первый успех. Думаю, то же будет и с "Титаником". В России картина выходит на 500 копиях, так что соберет порядка 1,5 млн долларов. А Джеймс Кэмерон точно отобьет 18 млн, вложенные в переделку картины, - это дело первой недели мирового проката. Я сам этого режиссера люблю, желаю ему новых рекордов и на "Титаник" в 3D пойду с удовольствием.
От первого лица
Джеймс Кэмерон, режиссер: «3D придало глубины не только изображению, но и отношениям между людьми»
- Каждый год 14 апреля в 11 часов 40 минут - в тот самый момент, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, - я поднимаю бокал за всех, кто там был. За погибших и за выживших, потому что им пришлось нести на себе груз воспоминаний. Для меня это личная история, по-этому я так много времени уделял отношениям между людьми: первые два часа в фильме ничего не происходит - только разговоры, взгляды. Но после того, как мы перевели фильм в 3D, сопереживание героям стало гораздо более интенсивным, это стало полным сюрпризом даже для меня самого.
Другие фильмы о знаменитом лайнере
«Титаник» (1953)
Черно-белая лента про семью, которой пришлось поссориться, помириться, а потом и умереть на злополучном лайнере.
«Титаник» (1996)
Телефильм с Кэтрин Зета-Джонс в главной роли. На фоне катастрофы развиваются две любовные линии: в каютах первого и третьего классов.
«Титаник» (2012)
В сериале, выпущенном английским телевидением к столетию со дня катастрофы, трагедия показана глазами четырех персонажей из разных социальных слоев.
| |