|
Специальный корреспондент агентства «Р-Спорт» Андрей Симоненко, вернувшись из Ниццы, размышляет о сходстве судеб новой чемпионки мира по фигурному катанию и одной из неудачниц турнира.
Чем запомнится чемпионат мира по фигурному катанию в Ницце? Если следовать логике Штирлица, то последним - а именно провальным прокатом Ксении Макаровой в произвольной программе, оставившим ее только на девятом месте. Видимо, логика имеет под собой серьезные основания, поскольку послевкусие от выступления Макаровой, завершавшего соревновательную программу, несмотря на то, что задачу по сохранению трех вакансий в сборной России на следующем чемпионате мира благодаря серебру Алены Леоновой ей удалось выполнить, действительно осталось горькое. Даже затмевающее многие яркие события этого турнира.
Как известно, перед чемпионатом мира место экс-чемпионки России в сборной подвергалось сомнению - руководство федерации рассматривало вариант замены Макаровой на Полину Шелепень. После того как 15-летняя москвичка не сумела выполнить условие ФФККР, при котором рокировка могла состояться - не откаталась чисто на первенстве мира среди юниоров в Минске, было решено ничего не менять и последовать спортивному принципу, а именно сформировать команду по результатам чемпионата России.
Разумеется, сейчас определенная часть болельщиков сетует, что решение было принято неверное. Мотивируя это тем, что, мол, в следующем сезоне, когда Елизавета Туктамышева и Аделина Сотникова по возрасту смогут поехать на чемпионаты Европы и мира, места в команде для Макаровой все равно не найдется, а Шелепень хорошо бы было «обкатать» и показать судьям уже сейчас. Не собираюсь ни с кем спорить. Хочу только заметить: да, Макарова по сути провалила сезон, но списывать ее со счетов - большая ошибка.
Конечно, в катании Макаровой все еще много пробелов. Стабильных лутца и флипа, самых сложных зубцовых прыжков в фигурном катании, нет. Как нет и психологической устойчивости - Ксения пока так и не научилась выступать под последним стартовым номером. Но за одного битого двух небитых дают - это как раз про нее. У Макаровой есть то, чего не будет у ее более молодых конкуренток за место в сборной - опыт. Который может ей помочь. Не должен - но может. При правильном отношении к делу. А здесь уже все зависит от нее. И, кстати, Макаровой, при том что она в сборной уже далеко не первый год, в декабре 2012-го исполнится всего лишь двадцать. Вообще не возраст.
Собственно, далеко за примерами того, как набитые шишки помогают в будущем, ходить не надо. Новая чемпионка мира Каролина Костнер в свои 25 лет на протяжении десяти сезонов допустила срывов столько, что на их перечисление не хватит пальцев. Вспоминаю чемпионат мира 2009 года в Лос-Анджелесе, где итальянка делала «бабочки» одну за другой и рухнула на 12-е место. Или Олимпиаду в Ванкувере, где Костнер, готовая на больше чем на 100 процентов, на дрожащих ногах даже не падала, а ложилась на лед с одного прыжка за другим. «Все мои проблемы в голове», - честно признавала все эти годы Каролина, и не сдавалась, а продолжала работать.
И в какой-то момент в ее голове Каролины наступило равновесие. Точнее - в начале постванкуверского сезона-2010/11, перед которым она едва не ушла из большого спорта. К разочарованию от неудач добавились серьезные боли в колене - и Костнер была близка к тому, чтобы повесить коньки на гвоздь. Но не повесила. Решила покататься для себя - и для друзей. Практически отказалась от флипа и лутца (кстати), дабы не усугубить травму. И неожиданно для всех начала выигрывать медаль за медалью. Ни на одном (!) турнире за последние два сезона Костнер не опустилась ниже третьего места. Стала четырехкратной чемпионкой Европы, а также выиграла то, что не могла выиграть раньше - Финал Гран-при и чемпионат мира.
Свой секрет успеха Костнер формулирует очень просто. «Я катаюсь для собственного удовольствия. На меня ничего не давит - я выступаю только для себя и для своих друзей», - говорит она. Благодарит Каролина и своего спутника жизни, с которым она вместе уже пять лет - олимпийского чемпиона Пекина в ходьбе на 50 км Алекса Швацера, поддержка которого, по ее словам, помогла ей преодолеть многие критические ситуации.
И еще один важный момент. Михаэль Хут - бессменный тренер Костнер, от которого она уходила только на один сезон к американцу Фрэнку Кэрроллу - вывел итальянку на международную арену в том же возрасте, в котором сейчас находится наставник Макаровой Евгений Рукавицын. В год дебюта Каролины на чемпионате Европы (2003) Хуту было 34. Рукавицыну сейчас 35. Наверное, и так понятно, что тренеры учатся вместе со своими учениками. И великий профессор Мишин как тренер далеко не сразу добился побед.
Макарова, конечно, еще раз повторю, с точки зрения технической подготовки пока что не Костнер. И если итальянка перед каждым новым сезоном могла не сомневаться, что поедет на «Европу» и на «мир», просто потому, что больше некому, то Ксении теперь придется выдерживать сумасшедшую конкуренцию на внутренней арене. Но конкуренция для настоящего спортсмена - стимул прогрессировать. И если следовать этой логике, то Макарова - если, конечно, будет подходить к работе как настоящая спортсменка - имеет шансы пройти чемпионский путь быстрее, чем прошла его Костнер. Не вижу в этом ничего невозможного.
| |