|
8 апреля у замечательной, тонкой, стильной и романтичной Ирины Богушевской тот нечастый случай, когда она исполняет песни не свои, а написанные ее друзьями - детским поэтом Андреем Усачевым и композитором Александром Пинегиным.
Почему и надолго ли она вдруг впала в детство? Кто она - фея или делец? И зачем надо тыкать дракона зубочисткой? На эти и массу других вопросов Ирина ответила «Труду-7» вполне серьезно.
- Как вы вдруг запели детские песни?
- Началось вот с чего. Мой младший сын Данила безумно любит диск Усачева «Планета кошек», где Андрей читает свои стихи сам и поет свои же детские песенки. И хотя там только голос и гитара, мне каждый раз чудились живые барабаны, бас, рояль, духовые... Но мы с Усачевым даже не были знакомы. Потом, случайно или неслучайно, познакомились. Побежали с Данилой на концерт Усачева. После концерта ребенок пошел знакомиться с поэтом. Подписал книжки, и Даня говорит (ему тогда было, наверное, лет шесть): «Андрей Усачев, а вы придете к нам чай пить?» Я его дергаю за рукав: «Даня, веди себя прилично». Усачев говорит: «Мальчик ведет себя прилично, конечно, я приду к вам пить чай». Пришел, и мы договорились сделать совместный концерт, «Детскую площадку».
Песенный фестиваль
- Я хорошо понимаю, как работать для взрослых. А тут - совершенная терра инкогнита. С одним-то ребенком не знаешь, как справиться, а когда их 300 сидит в зале... Сделали первый вариант программы: Пинегин и Усачев с гитарами плюс наши пианистка и бас, ну и я выходила как певица на несколько усачевских песен. К счастью, премьера прошла отлично, программа вызвала восторженные отзывы. И у меня возникла идея записать это с полным составом моего ансамбля.
К счастью, нас поддержали наши давние друзья из компании «МИЭЛЬ», глава которой, Григорий Куликов, сам является отцом троих сыновей от 4 до 10 лет и хорошо знает, как не хватает сейчас качественной детской музыки. Питерская художница Мария Якушина нарисовала нам дивные иллюстрации. Получилось издание на стыке жанров, мы назвали его «книжка песенок»: диск, а при нем буклет-книжечка, где для каждой песенки своя страничка, на ней текст и подробная картинка, которую ребенок может рассматривать, пока слушает песню. Многие родители пишут, что их дети благодаря «Детской площадке» впервые начали читать, и это, может быть, самое большое наше достижение: пробудить у современного ребенка, окруженного iPad и прочей хитрой техникой, интерес к книге невероятно трудно.
- Диск вышел осенью - у проекта будет продолжение?
- У Усачева и Пинегина вообще-то около 200 песен, продолжай - не хочу. Если мэрия нас поддержит, в ноябре состоится детский песенный фестиваль. Мне кажется, это очень нужное дело - объединить всех, кто делает и слушает то, что можно назвать музыкой для детей из хороших семей. Ситуация с детской музыкой такая же, как со взрослой. На одном полюсе - прекрасные детские просветительские абонементы в филармонии, консерватории, оркестрионе, то есть академическая традиция. На другом - огромная поп-индустрия, представленная, например, «Детской новой волной», и то, что звучит там, на мой взгляд, зачастую ниже всех возможных планок. Между этими полюсами существует еще множество жанров, их-то мы и заявили в нашем первом диске. Там у нас и кантри, и фокстрот, и буги-вуги, и босанова, и фольклорные мотивы. Мы ни с чем не боремся, это бессмысленно, это все равно что бороться с нашим климатом, когда семь месяцев в году зима. Наша задача - просто показать детям, что в мире существует огромное разнообразие музыки.
И еще: как сейчас в мире пошел тренд питаться органической едой без химикатов, так и мы стараемся накормить детей «фермерской», экологически чистой музыкой, где все до последней ноты сыграно на живых акустических инструментах. Например, вся перкуссия писалась живьем, а не бралась из компьютера. Для «Зимней сказки» мне нужен был такой нежный свистящий шорох, которого ни в одной электронной библиотеке звуков нет. В студии группы «Несчастный случай», где делался альбом, мы долго экспериментировали: насыпали в стеклянную банку рис, трясли - не то, сменили на гречку - не то... Искомый волшебный тембр дала перловка.
Не надо никого судить
- Вы много гастролируете по стране. Что чувствуете, когда в городе, куда приезжаете, висят афиши Елены Ваенги?
- Лучше скажу вам, что чувствую, когда на центральной площади города N вижу билборды группы «Бутырка»: вот тогда я понимаю, что в стране произошла гуманитарная катастрофа. Попса - тот масс-маркет, который был всегда, к нему мы уже привыкли. Но к торжеству шансона я пока не научилась относиться спокойно. Уж не знаю, то ли блатная музыка вправду пользуется таким спросом, то ли она поддерживается на уровне мэрий: И та и другая версия плохи, это не то, чем наша страна должна была бы гордиться.
Что же касается Елены Ваенги, впервые я ее увидела на концерте, который делала знаменитая певица Валентина Дмитриевна Пономарева еще в ГЦКЗ, ныне разрушенном, на праздник влюбленных 14 февраля. Лена очень выделялась из всех. Это яркий, талантливый человек с прекрасным вокалом и сценической харизмой. И она же не поет блатную музыку, ее репертуар - романсы, казачьи песни. Ну, а то, что она заигрывает с народно-патриотической темой, я это понимаю. Если ты поешь про Русь-матушку, к тебе на концерты будут ходить губернаторы.
- Как-то вы раскрыли мне глаза на смысл песни Алексея Кортнева «Шла Саша по шоссе». Мне казалось, она о желанном завтра - девочка из народа дошла до Кремля, рассказала правду о том, как люди в стране живут...
- Многие не поняли эту песню. Я считаю ее бесконечно пессимистичной и провидческой. Лешу знаю 25 лет и догадываюсь, с каким настроением он писал: «И содрогнется царь, и поперхнется власть». Примерно с таким же, с каким другой поэт 150 лет назад написал: «Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».
- В вашем блоге я прочел мысль, что неслучайно страна, где большинство слушают Стаса Михайлова, проголосовала за Путина. Не упрощаете?
- Это всего лишь арифметический факт: в стране действительно большинство: а) голосует за Путина; б) слушает Стаса Михайлова. Неприятно для «рассерженных горожан», но это объективная реальность.
- Но за Путина выступали и Гергиев, и Башмет, и Мацуев, и Табаков, и множество других достойных людей явно не из "электората" Михайлова.
- Если бы, к примеру, на мне к моменту выборов уже висел фестиваль детской песни со всеми денежными и организационными проблемами, я не знаю, как бы себя повела. Это очень трудный выбор - найти в себе мужество сказать: «Нет-нет, ни в коем случае не возьму бюджетных денег, уж лучше похороню дело собственной жизни». Поэтому написала в блоге: не надо никого судить. У меня самой есть знакомые, которые не хотят, чтобы в стране что-то поменялось, их все устраивает. Только вот не дай бог к ним в офис придут рейдеры, или собьет пьяный полицейский за рулем, или просто вдруг понадобятся серьезные лекарства и им придется часами сидеть за талоном в райздравотделе: Вот тогда они тоже рассердятся! Но будет поздно. А ведь это может случиться с каждым.
Как жить с драконом
| |