|
Интересы России в Арктике - это создание новых транспортных коридоров и освоение месторождений, а также развитие социальной инфраструктуры
На реализацию стратегических российских проектов в Арктике до 2020 года потребуется около 1,3 трлн рублей, рассказал в интервью «Российской газете» министр регионального развития Виктор Басаргин. Из них федеральный бюджет должен выделить 503 млрд рублей, регионы - 724 млрд рублей, на бизнес придется 80 млрд рублей.
Министр сообщил изданию, что российские интересы в Арктике можно разделить на две группы: создание новых транспортных коридоров и освоение месторождений, а также развитие социальной инфраструктуры и улучшение уровня жизни населения. «Все эти задачи были учтены при разработке стратегии развития Арктики, которая находится на утверждении», - добавил глава Минрегиона.
Для финансирования природоохранных мер в Арктике существует фонд Арктического совета - Инструмент поддержки проектов (PSI), в которой Россия планирует внести 10 млн евро, рассказал Басаргин. Для сравнения, взнос Норвегии составил 237 тысяч евро, Финляндии - 200 тысяч евро, добавил он. После внесения средств РФ общий объем фонда достигнет 15,9 млн евро, сказал министр газете.
По его словам, сейчас проекты в Арктическом совете финансируются каждой страной самостоятельно, поэтому «система хаотична и неорганизованна». «Вообще, наша позиция заключается в том, что все, что делается в Арктике, должно отвечать интересам всех заинтересованных сторон. Риски и ответственность тоже должны распределяться поровну», - пояснил «РГ» Басаргин.
Первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Язев в разговоре с изданием подчеркнул, что в Арктике важно в первую очередь восстановить инфраструктуру Северного морского пути и наладить добычу углеводородов. «У нас истощаются традиционные нефтегазоносные провинции - нужно осваивать Арктику», - пояснил он газете.
Использование Северного морского пути для транспортировки грузов интересно не только России, при определенных условиях использовать этот маршрут могли бы Норвегия, Китай, Япония и США, полагает Клаес Ликке Рагнер из норвежского Института Фритьофа Нансена. Однако перевозки будут осуществляться в арктические порты, а перечень грузов ограничен, считает он.
В 2010 году Россия и Норвегия разрешили длительный спор о морских границах. Страны заключили договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Новую заявку с обозначением границ российской части арктического шельфа РФ подаст в ООН в 2013 году. Полная демаркация границ еще не проведена. Если Россия сумеет доказать, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то получит право на дополнительные 1,2 млн квадратных километров площади в Арктике и на разработку крупных нефтегазовых месторождений в треугольнике Чукотка-Мурманск-Северный Полюс.
В Арктический совет входят Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция и Финляндия. В сентябре прошлого года Дания поддержала заявку Китая на пост постоянного наблюдателя при Арктическом совете. «За» выступает и Норвегия.
| |