|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 апреля. Удивительно, почему сразу не было сообщено о попытке похищения клада из особняка Трубецких-Нарышкиных в Петербурге. Теперь очень важно, чтобы старинные вещи, которые удалось сохранить, не растащили по разным музеям, заявил корреспонденту «Росбалта» историк, градозащитник, режиссер Александр Сокуров.
По словам Сокурова, попытка рабочих скрыть уникальную находку вещей XIX века, которые были спрятаны в особняке еще до событий октября 1917 года, и даже похитить сокровища - это тревожное письмо из прошлого в будущее, из одной революции в другую - в современную жизнь с напряженными ожиданиями людей.
Сокуров убежден, что клад Нарышкина - это просто «невероятная находка». «Я не думал, что такое бывает, что такое сегодня можно найти. Это похоже на сказку, на какую-то историю из детской или подростковой книжки», - сказал режиссер.
Он согласен с тем, что история с кладом Нарышкина вполне могла бы лечь в основу фильма. «Если предметно заинтересоваться ей и узнать какие-то факты, то можно написать сценарий. Американцы, думаю, на нашем месте уже придумали бы из этой ситуации целую картину. И ловко, быстро слепили бы фильм, уже через год выпустив его в широкий прокат», - предполагает Сокуров.
Однако он сам не стал бы упрощать историю с кладом, поскольку, по его словам, за всем этим, безусловно, стоит трагедия: «Люди, спрятав старинные вещи до свершения революции, точно понимали, какая беда приходит в страну, чувствовали всю необратимость ситуации и поэтому решили эмигрировать».
Сама по себе существование таких сокровищ в особняке спустя почти сто лет - это пример настоящей человеческой преданности.
«Таких кладов, действительно, мало. Удивительно, что за столько времени никто не проговорился. Ведь хозяин особняка не мог один это все осуществить. Собирали вещи, искали место, поднимали полы, потом забивали назад явно несколько человек. По всей видимости, это были очень преданные рабочие, и они не проговорились. Хотя время настало другое и стало выгодно рассказывать чужие тайны», - размышляет историк.
Именно поэтому у вещей из клада - особая аура. «Нам просто повезло, что в особняке за все годы не случился пожар или он не был разрушен во время войны, - замечает Сокуров. - Сейчас очень важно, чтобы найденные старинные вещи не растащили по разным музеям».
По мнению эксперта, идеальным было бы разместить клад Нарышкина на обозрение в одном месте, к примеру в Главном штабе Эрмитажа. «Возле этой экспозиции толпы людей стояли бы постоянно», - убежден режиссер.
Напомним, о том, что в петербургской особняке Трубецких-Нарышкиных по адресу ул. Чайковского, д. 29 нашли клад, всем стало известно 29 марта. Охранникам на объекте - 27 марта. Но когда его нашли на самом деле, неизвестно никому, кроме рабочих, вскрывавших полы.
Сначала СМИ сообщили, что ценную находку сделал прораб в одной из комнат флигеля особняка. Вскрыв полы на третьем этаже, он обнаружил на втором этаже помещение площадью около 4 квадратных метров - его не было в планах.
После этого появилась другая версия находки клада. 27-го числа в особняке дежурили трое охранников. Проверяя машины, которые выезжают с территории, они и обнаружили в мешках для строительного мусора драгоценности. По подозрению в совершении данного преступления задержали двоих рабочих, граждан Таджикистана. Только после этого рабочие показали ту самую потайную комнату, где обнаружили старинные вещи. На месте находки выставили вооруженную охрану, однако, по словам экспертов, вероятнее всего, что к тому моменту часть вещей из клада уже пропала (рабочие могли вынести их если не в мешках, то в карманах).
Добавим, что клад Нарышкина был уложен в 40 мешков, где находились более тысячи предметов, в основном столовое серебро. Все предметы были завернуты в оберточную бумагу или газеты, датированные мартом, июнем, сентябрем 1917 года.
«Столовые предметы составляют сервизы практически в полной комплектности, среди которых можно выделить парадный столовый сервиз в "русском стиле" (около 100 предметов) работы фирмы Игната Сазикова. На предметах российской работы клейма лучших отечественных ювелиров второй половины XIX - начала XX века (Сазиков, Овчинников, Хлебников, братья Грачевы, Фаберже)», - оценили специалисты КГИОП.
Хранителем ценностей семейства Нарышкиных, вероятнее всего, был поручик Сомов, бумаги которого были обнаружены экспертами среди прочих предметов.
После окончания реставрационных работ в особняке клад обещают передать в музей, а до этого показать общественности в самом особняке. Историческая и художественная ценность обнаруженного устанавливается. Уже сейчас ученые без преувеличения называют находку кладом века.
| |