|
6 апреля 1812 года родился русской писатель и публицист Александр Герцен. Какой след он ставил в истории, расскажет Андрей Светенко на радио «Вести ФМ».
В этот день, ровно 200 лет назад, в 1812 году, родился Александр Иванович Герцен. Выдающиеся люди делятся на две категории: на фигуры цельные, однозначные, и на тех, кто свои взгляды и убеждения периодически меняет. За это таких противоречивых деятелей безжалостно критикуют оппоненты и, скажем так, не спешат защищать соратники.
Герцен был как раз таким противоречивым и беззащитным для критики. К нему и задним числом легко предъявлять самые разные претензии. Если припомнить, слышанное не раз еще в школе: «Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию», - то претензия возникает такая: а агитация-то, ведь, была подхвачена экстремистами, сторонниками террора. Но несет ли Герцен ответственность за того же Нечаева, беса и демона русской революции? Думаю, что нет. Герцена в принципе нельзя воспринимать каким-то передаточным звеном в идеологической цепочке. Тем более, что эти «бесы» потом судили о Герцене свысока, как о предшественнике, который делал только первые робкие шаги, а они, революционные потомки, идут по жизни твердым шагом, сметая все на своем пути. Консерваторы, то есть те, кто стоял и стоит на государственно-охранительных позициях, вменяют Герцену его вящую оппозиционность за попытки расшатать механизм русской жизни, тем более, что попытки эти он делал, находясь за рубежом, - отягчающее вину обстоятельство.
Драма Герцена заключается в том, что он хотел свободы для всех. Знал, как ему казалось, пути и методы достижения этой свободы, но для либеральной общественности он оказался слишком радикальным, а для радикалов - чересчур умеренным. Заявить же свою позицию, как пример для подражания («делай, как я»), ему в силу врожденной интеллигентской скромности не удавалось. Он не стремился стать лидером, партийным в первую очередь. Не стремился к славе в общепринятом понимании этого. И амбиций литературных в нем тоже, строго говоря, не было. Более того, он сознательно задушил в себе писателя, в том принятом и приятном для всех виде, как властителя дум, сочинителя, просто потому, что сам постоянно задумывался и сомневался. В торжестве социалистических идей, например, стал сомневаться еще до их «торжества» в масштабе всей планеты.
Но самое главное, из того, что ушло, при Герцене в противостоянии «западников» и «славянофилов», в отличие от пропасти между теперешними либералами и национал-патриотами, сохранялись и взаимное уважение, и личная дружба и «чувство безграничной охватывающей всё любви к русскому народу и русскому складу ума». Так что при нем и во многом благодаря ему противники -диссиденты и официоз - были, как двуликий Янус: смотрели хотя и в разные стороны, но сердце в них билось одно.
| |