|
Министерство обороны Таджикистана подтвердило гибель 23 человек в результате нападения неизвестных на автоколонну военнослужащих в Рашском районе.
Ранее местные СМИ сообщили о 40 погибших. Военные направлялись в Рашск в ходе операции по поимки заключенных, недавно сбежавших из следственного изолятора в Душанбе. Их обстреляли из гранатометов и пулеметов. Поговорим о ситуации в регионе с экспертом - на связи со студией радио «Вести ФМ» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана института стран СНГ Андрей Грозин .
«Вести ФМ»: Андрей Валентинович, здравствуйте! Таджикистан становится, судя по сводкам информационных агентств, горячей зоной, откуда регулярно приходят новости о громких нападениях и взрывах, а также других ярких происшествиях. Как вы оцениваете обстановку в регионе?
Грозин: Безусловно, ситуация ухудшается. Началось все это, в общем-то, не вчера. В прошлом году, как всем известно, проходили серьезные боевые действия как раз в Рашской долине, зачистки, в ходе которых было много арестованных. Погибших тогда такого количества не было. И то, что мы наблюдаем сейчас, это, я так понимаю, своеобразное повторение, правительство попыталось повторить прошлогодний сюжет, но столкнулось уже с прямым вооруженным сопротивлением.
«Вести ФМ»: Ну, вот недавний взрыв на дискотеке, громкий побег заключенных из СИЗО, более того, некоторые политики и политологи говорят, что налицо дестабилизация обстановки в регионе. Более того, она направлена против политики президента Эмомали Рахмонова. Вы такую точку зрения разделяете?
Грозин: Пока все-таки достаточно мало перечислили. Кстати, вы еще забыли упомянуть взрыв террориста-смертника на севере страны.
«Вести ФМ»: Да, в начале сентября он произошел.
Грозин: Это совершенно нетипичное для Таджикистана событие, ничего подобного не было даже в годы гражданской войны. Пока все это не смотрится как звенья одной цепи. Скорее, это демонстрация того, что официальная власть все хуже и хуже контролирует ситуацию в республике. Очевидно, кто-то пытается этим воспользоваться. Недовольных Рахмоном и в Таджикистане, и за его пределами предостаточно.
«Вести ФМ»: То есть получается, если говорить о вопросах безопасности в Таджикистане, то решение этих проблем лежит именно в политической плоскости?
Грозин: И только. Я полагаю, что решать эти проблемы надо по-разному. Конечно же, необходимо политическое решение. Эмомали Рахмон и его многочисленные родственники взяли под контроль все сколько-нибудь заметные политические, главное, экономические высоты в республике. Естественно, большое количество людей в регионах, причем как принадлежавших ранее к таджикской оппозиции, так и воевавших на стороне Народного фронта, чувствуют себя обойденными, чувствуют себя обманутыми и ущемленными. Недовольство растет. Но есть ведь и серьезная социальная проблема. Таджикистан ведь является одним из беднейших постсоветских государств и спорит за звание самой бедной республики на этом пространстве только лишь с Киргизией. Большое количество граждан республики уезжает работать за рубеж и, по сути дела, только за счет их переводов республика и существует во многом, потому что страна горная, преимущественно аграрная. Серьезных промышленных предприятий нет. А те, которые есть, переживают не самые лучшие времена. Большое количество безработных, высокая рождаемость. Малое количество земли, пригодной для использования.
| |