|
«Сначала было слово», - гласит Библия. Сначала было изображение, считают кинематографисты.
Известно: десятая муза поначалу была немой, и оператор, снимающий движущиеся картинки, был подобен богу. Звук заставил эту ключевую фигуру кинопроцесса уйти в тень. Это несправедливо, посчитали в Гильдии кинооператоров России. И учредили премию «Белый квадрат», призванную поднять престиж профессии. В среду вечером лучших операторов страны чествовали уже в девятый раз.
На "Белом квадрате", в отличие от "Ники" и "Золотого орла", всего несколько номинаций. Самая почетная из них - премия за вклад в искусство имени Сергея Урусевского, того самого, что снял великий фильм «Летят журавли». Имя лауреата в этой номинации было известно заранее: им стал Юрий Клименко, снимавший фильмы Георгия Данелии, Сергея Параджанова, Станислава Говорухина, Киры Муратовой, Алексея Германа: 68-летний мастер был заранее извещен о своем чествовании, но приехать на церемонию не смог: вместе с режиссером Алексеем Учителем он снимает в лесах под Питером новый фильм.
Еще одну почетную награду - «Операторское признание» - получил в этот вечер кинорежиссер Сергей Соловьев. Этой премией операторы как бы говорят спасибо человеку, который понимает и ценит изобразительную сторону фильма. Сергей Александрович, который на своем веку получил немало, по его словам, «загадочных премий», в этот раз искренне растрогался. «Эту награду я буду ценить, я ее понимаю», - сказал режиссер, поблагодарив поименно всех операторов, в том числе Леонида Калашникова, Павла Лебешева, Георгия Рерберга, с которыми он не просто делал картины, а делил жизнь. В конце своей речи Соловьев пообещал снять еще как минимум пяток картин с пятью лучшими операторами страны. Одну из них, признался в кулуарах обозревателю «Труда» Сергей Александрович, он уже начал снимать: это будет совместный российско-французский фильм «Елизавета и Клодиль» с Пьером Ришаром в одной из главных ролей.
Главная интрига вечера развернулась вокруг основной номинации - «Лучший оператор года». Здесь были представлены работы опять-таки Юрия Клименко (фильм «Самка»), а также Александра Ильховского («Мишень»), Михаила Кричмана («Елена»), Максима Осадчего («Два дня»), Алексея Родионова («Generation П»). Жюри под председательством оператора Владимира Башта, победившего в прошлом году на "Белом квадрате" с фильмом «Кандагар», собралось по традиции на свое итоговое заседание за два часа до церемонии. В результате недолгих, но бурных дебатов оно признало лучшим оператором года Михаила Кричмана, строго и вдохновенно снявшего фильм «Елена», который уже прогремел в Каннах и на "Золотом орле".
Объективности ради скажем, что каждый из пяти номинантов был достоин приза: операторская школа в России по-прежнему на высоте. Свидетельством чему стало еще одно приятное известие, озвученное президентом Гильдии кино-операторов России Игорем Клебановым: на единственном в мире международном фестивале операторского искусства, который осенью пройдет в Польше, приз за вклад в мировое кино будет вручен выдающемуся оператору, сподвижнику Тарковского Вадиму Юсову. «Так что если наше кино и переживает кризис, - подытожил в разговоре с обозревателем "Труда" Игорь Клебанов, - то операторского искусства он точно не коснулся».
| |