США и страны зоны Персидского залива договорились создать единую систему противоракетной обороны.
Вашингтон и его союзники продолжают на словах заверять в приверженности дипломатическому урегулированию вопроса о ядерной программе Ирана. Однако события последних дней дают основания говорить о том, что угроза военного решения приобретает все более реальные очертания.
Так, глава МИД Бахрейна шейх Халид Ахмад аль-Халифа заявил накануне в интервью японской газете «Асахи», что США и страны зоны Персидского залива договорились создать единую систему противоракетной обороны. «Окончательное решение будет принято уже к июню», - сказал он, уточнив, что соответствующие консультации с Вашингтоном ведут Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн, Кувейт. Министр не скрывал, против кого будет направлена такая система ПРО, элементы которой уже имеются в ряде государств региона: «У нас нет другой угрозы кроме Ирана, и наша договоренность станет ему верным сигналом».
Подобные планы свидетельствуют о реальности планов Запада нанести военный удар по Ирану, полагает глава Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. По его словам, система ПРО нужна только в случае, если Тегеран примет решение об ответном ударе. Однако «нет никаких оснований считать о том, что Иран может вдруг нанести удар первым», уверен депутат. Он напомнил, что «сейчас на столе» несколько сценариев, среди них - и так называемый военный. «Причем, судя по заявлениям ряда государств, он становится все более вероятным», - констатировал глава комитета.
Тему ответного иранского удара и его последствий продолжил руководитель департамента Западной Азии и Северной Африки МИД КНР Чэнь Сяодун, слова которого Рейтер расценил «как самое жесткое предупреждение Пекина против использования военной силы в отношении Тегерана». «Если против Ирана будет применены вооружения, то это наверняка вызовет ответный удар, приведет к более масштабному военному конфликту, обострит и без того взрывоопасную ситуацию в регионе, поставит под угрозу безопасность в Ормузском проливе, спровоцирует рост цен на нефть и нанесет ущерб глобальной экономике», - убежден дипломат. Таким образом, по его словам, «международное сообщество должно взять на себя ответственность и не допустить войны в этом регионе мира».
Однако США и Израиль все также не исключают никаких вариантов действий, включая военные, в отношении Ирана. Рейтер напоминает, что в марте Пекин посетил израильский министр иностранных дел Авигдор Либерман, который дал понять, что Тель-Авив может нанести «превентивный удар по иранским /атомным/ объектам». Не упускает возможность и Вашингтон в очередной раз пригрозить Тегерану, что в случае его неуступчивости дело может завершиться применением против него военной силы. Как сказала на днях госсекретарь Хиллари Клинтон, США хотят мирными средствами урегулировать проблему ядерной программы Ирана, однако терпенье у них не беспредельно. «Еще есть время и пространство, чтобы достичь целей, к которым мы стремимся, посредством дипломатии, - сказала она. - Тем не менее время для дипломатии не безгранично, и для того, чтобы предотвратить появление у Ирана ядерного оружия, рассматриваются все варианты действий». А пока, судя по словам главы внешнеполитического ведомства, американская администрация продолжит «содействовать» урегулированию с помощью односторонних экономических санкций против Тегерана.
13 - 14 апреля должны состояться переговоры представителей «шестерки» /пять постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия/ и Ирана. Однако в такой обстановке делать ставку на коренной перелом в мирном разрешении иранской проблемы, как представляется, преждевременно. Ведь пока Тегеран - несмотря на санкции и угрозы - слабость не проявлял, а Запад не демонстрировал желания идти навстречу.