|
Нейробиологи обнаружили ген, отключение которого резко улучшило способность к обучению и формированию новой памяти. Правда, пока у мышей.
Работа, описывающая результат манипуляций ученых с геном RGS14, появилась в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Исследователи обнаружили, что трансгенные мыши с неработоспособным вариантом этого гена лучше ориентируются в лабиринтах и запоминают новые объекты. Человек, лишенный гиппокампа после неудачной операции (эту часть мозга удалили из-за тяжелейших эпилептических приступов), потерял способность запоминать, но остался при своей памяти. Он помнил, что с ним было до операции, но мог часами читать одну и ту же газету, абсолютно забывая текст после прочтения. Его консолидация памяти не работала вовсе- а вот у подопытных грызунов с отключенным «геном-тормозом», консолидация улучшилась. Почему у нас этого нет? Если ген RGS14 лишь замедляет работу мозга, то почему он есть как у мышей, так и у людей? Не поможет ли в будущем генная инженерия избавиться от этого тормоза, подарив возможность, к примеру, наизусть запоминать текст после первого же прочтения? Ответов на эти вопросы пока нет. Есть лишь несколько соображений, которые можно высказать на основе различных исследовательских работ- хотя и их пока не так много, поисковая система PubMed по запросу вида «обучение + RGS14» дает всего три статьи (против 946 для гена c-fos, одного из наиболее известных «генов обучения»). Можно, например, предположить что подавление излишней активности в гиппокампе страхует нейроны от каких-либо патологических изменений. Болезни Альцгеймера и Паркинсона (и еще ряд других, менее известных) связаны с гибелью нервных клеток, их природа пока неясна- а опыты с мутантными мышами сразу пагубные эффекты отключения гена могут и не показать. А может, снижение активности в гиппокампе позволяет лучше фильтровать то, что направляется в долговременную память: и жить, помня намного больше обычного, окажется далеко не проще. Новые опыты, новые генетические модификации грызунов и новые подходы к исследованиям вполне могут пролить свет на роль гена RGS14 в обучении.
| |