|
Вергилий в гробу не перевернулся
Все, что делает Дмитрий Крымов, - очень современный театр. Это та форма развития, при которой мы пятками опираемся на прошлое, но шею тянем уже в будущее. Оперу «Дидона и Эней», которую студенты-выпускники РАТИ курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича поставили под руководством режиссера, педагога Лаборатории Веры Мартыновой, показали в рамках V фестиваля «Открытая сцена» на Поварской. Она войдет в репертуар площадки.
Генри Перселл, автор оперы «Дидона и Эней» по сюжету Вергилия, - английский композитор XVII века. Красивая, классическая опера. Могли бы мы ожидать, что студенты Крымова тоже сделают нечто классическое? Нет, конечно. Он и не сделал.
На сцене рояль, который весь спектакль будет источать божественные звуки Перселла. Но клавишей нет, вместо них под крышкой спрятана новомодная музтехника. За роялем сидит диджей (DJ Funky Fedor). Это и есть XXI век: идея остается, формы меняются. Хор из семи девушек в скучных штанах и официозных рубашках с бабочками. Под торжественную и вдумчивую музыку Перселла девочки листают стоящие на пюпитрах книги в особом порядке, как раскадровка для мультфильма. На страницах появляются рисунки: море, кораблик, Эней плывет из разрушенной Трои, шторм, остров Карфаген впереди, фигурка Энея, фигурка Дидоны, встреча, лицо Энея, лицо Дидоны, рисунок-поцелуй. Девочки листают дальше, между страниц сухие цветы для гербария, нежные листики, крошась, сыплются на пол. Листают дальше - обгоревшие страницы, пепел, прах.
Потом девочки выйдут уже без штанов, белые строгие блузы покажутся призрачными накидками - и дух древней Италии как-то очарует зал. Медленно проползет по сцене кораблик, утягиваемый за ниточку, под серпиком месяца, который вырастет в полный колобок луны, - и возникнет ощущение долгого пути. Что дальше? Встреча с Дидоной на Карфагене. И начнется арт-опера, театр, срощенный с живописью.
Крохотные, по 15 секунд, сценки, будто мы листаем альбом репродукций... Спектаклям Крымова бесполезно давать объяснения и расшифровки. Также бесполезно обвинять их в осовременивании классики. Ведь есть чувство и вкус, а значит, - зуб даю - ни Вергилий, ни Перселл не в обиде.
| |