|
Премьера «Лючии ди Ламмермур» состоялась в Неаполе еще в 1835 году, и вплоть до 2010 года опера не потеряла своей актуальности.
(Казань , 20 сентября, «Татар-информ», Мария Кирюхина). 20 сентября Татарский академический государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля открыл 72-й театральный сезон премьерой оперы «Лючия ди Ламмермур».
Режиссер-постановщик современной версии спектакля Михаил Панджавидзе предложил новую трактовку известного оперного сюжета. Действие спектакля переносит зрителя в большой город. Может быть, это Нью-Йорк, может быть, Лондон , а возможно, Эдинбург. Неважно, потому что во всех городах люди живут одинаково. Но самое главное, что удалось показать режиссеру: люди живут одинаково во все времена.
Премьера «Лючии ди Ламмермур» состоялась в Неаполе еще в 1835 году, и вплоть до 2010 года опера не потеряла своей актуальности. Хотя герои, по версии Михаила Панджавидзе, работают за ноутбуками в офисах, ездят на мотоциклах, смотрят футбольные матчи на плазменном телевизоре, мастерски владеют программой «Фотошоп» и дают клятву верности в баре. Да, времена поменялись, но любовь так и осталась любовью, которая прорывается сквозь жестокие обстоятельства, страсть все так же терзает души влюбленных, ненависть и корысть продолжают одолевать мелочных людей, жаждущих денег, власти и «беззаботной» жизни.
Декорации в спектакле, по задумке режиссера, являются метафорой мира как «большого офиса», где нет места живым чувствам, где действуют расчет и борьба за власть, где любовь чаще всего приносится в жертву коммерческим интересам. Все элементы декораций на сцене выполнены в мрачных тонах, преимущественно это серый, белый и черный.
Действие начинается в банке, где брат Лючии, банкир Генри Эштон, проводит деловое совещание. Его роль сыграл солист ТАГТОиБ им.Джалиля Юрий Ившин, он исполнил партию брата-злодея очень эмоционально, эксцентрично, темпераментно. Созданный им образ соответствовал образу холодного, расчетливого человека, который ради своей выгоды может переступить через счастье родной сестры. Именно он и продемонстрировал умение пользоваться компьютерной программой по обработке фотографий. При помощи «Фотошопа» Генри Эштон подделал фотографии для того, чтобы уличить возлюбленного Лючии - Эдгара - в измене.
В образе Эдгара перед казанским зрителем предстал солист Московского академического музыкального театра им.К.Станиславского и В.Немировича-Данченко Чингис Аюшеев. В современной трактовке Эдгар Равенвуд - молодой человек, настроенный бороться против существующей власти олигархов и мечтающий вернуть свое состояние. Роль Эдгара в исполнении Ч.Аюшеева вышла очень красочной, яркой, запоминающейся, наполненной полновесным звуком и богатым тембром. Лючия и ее возлюбленный XXI века ходят в джинсах, молодежных футболках, фонтан, предвещающий несчастье, главная героиня видит по плазменному телевизору и часть своей партии исполняет, стоя на барной стойке.
Лючию этим вечером для казанской публики сыграла солистка из Германия Ирина Гагите. Ее партия была насыщена верхними нотами, в общении с любимым Лючия была довольно лиричной и где-то даже легкомысленной. Когда же брат Эштон навязал ей брак с нелюбимым мужчиной по политическому расчету, в голосе главной героини появились холодность, строгость и даже ненависть. Очень ярко И.Гагите показала образ лишенной рассудка Лючии, ее пение брало за душу и заставляло задуматься: так ли важно материальное состояние в сравнении с человеческим счастьем?
Прослушав оперу в современном исполнении, можно сделать вывод о том, что для этой музыки времени не существует, она вечна, как вращение земли вокруг солнца и нашей жизни вокруг любви. Показав «Лючию ди Ламмермур» по-новому, режиссер хотел показать не то, что классика устарела и уже не актуальна, а напротив - то, что классика никогда не устареет. Хочется верить, что еще через 100 лет, когда на смену мотоциклам придет более совершенный вид транспорта, мода на джинсы окончательно пройдет и смотреть трансляции футбольных матчей можно будет не просто по «плазме», но и в формате 3D, общечеловеческие ценности, такие, как любовь, уважение и верность, останутся незыблемыми.
Зрители остались в восторге от сценической версии спектакля, неоднократно из зала доносились крики «Браво !».
| |