|
Впервые после Gleevec новый препарат с низкой токсичностью прошёл успешные испытания на полосатом данио, рыбке с Т-острым лимфобластным лейкозом
Впервые после Gleevec новый препарат с низкой токсичностью прошёл успешные испытания на полосатом данио, рыбке с Т-острым лимфобластным лейкозом (ТОЛЛ). Результат свидетельствует о том, что найденное средство может быть высокоэффективным при лечении человеческого лейкоза, причём даже в случаях резистивности к традиционным препаратам, как следует из статьи, опубликованной в журнале Blood.
ТОЛЛ - это рак белых кровяных клеток (тромбоцитов), при котором генетические мутации приводят к тому, что здоровые Т-клетки развиваются в лейкозные (бластные) клетки. Число последних быстро нарастает и в итоге намного превосходит здоровые клетки; всё это распространяется с кровью по организму, вызывая угрожающие жизни симптомы (кровотечения, частые инфекции).
Увы, из-за низкой селективности используемых средств, которые атакуют как раковые, так и здоровые клетки, химиотерапия до сих пор остаётся высокотоксичным методом лечения лейкоза. Кроме того, в случае рецидива заболевания после химиотерапии больные обычно не имеют даже надежды на сколько-нибудь сносный прогноз. Отсюда и высочайшая потребность в новых нетоксичных (низкотоксичных) средствах, способных справиться с неприемлемым уровнем смертности, с которым сегодня ассоциируется малоэффективное лечение ТОЛЛ.
Поскольку только что образовавшиеся Т-клетки и ТОЛЛ-бласты проходят одни и те же стадии развития и характеризуются идентичными сигнальными путями, Николас Треде и его коллеги из Онкологического центра Хантсмана при Университете Юты (США) выдвинули гипотезу о том, что средство, специфически нацеленное на ТОЛЛ, также затронет и молодые Т-клетки. Для проверки этого предположения учёные обратились к представителю другой фауны - полосатому данио, чтобы идентифицировать гипотетическое противолейкозное лекарство (наши геномы имеют много общего, а главное - геном рыбки легко модифицируется).
Исследователи приготовили рыбок, у которых молодые Т-клетки производились сразу с включённым флюоресцирующим маркером и мягко светились в темноте, дабы наглядно отслеживать, какое из тестируемых веществ способно уничтожать эти клетки, не затрагивая других. Протестировав около 26 400 молекул, удалось обнаружить ту единственную (ей присвоили индекс LDK), которая отвечала всем требованиям: она эффективно элиминировала молодые Т-клетки полосатого данио и атаковала ТОЛЛ-клетки, не создавая существенной токсичности для других клеток.
После 14 дней использования LDK более чем у 60% рыбок наблюдалась долговременная (дольше 9 месяцев!) ремиссия, в то время как все рыбки из контрольной группы погибли в течение 40 дней. Подобным же образом применение LDK на мышиных моделях значительно замедляло развитие болезни без видимых токсичных эффектов.
Затем, совершенно осмелев, учёные приступили к исследованию эффективности LDK при лечении других форм лейкемии, а именно хронической миелоидной лейкемии и БОЛЛ (Б-острый лимфобластный лейкоз). Для этого были обработаны образцы клеток, взятых у соответствующих пациентов, включая тех, у кого была устойчивость к традиционной химиотерапии. И вот итог: LDK проявляет активность против сáмого широкого спектра образцов первичного лейкоза, что расширяет потенциальную область применения этого вещества далеко за границы ТОЛЛ.
Кроме того, демонстрируя эффективность LDK, исследователи установили, что вещество работает совершенно иначе по сравнению с традиционными методами химиотерапии, поскольку способно блокировать как важнейший сигнальный путь, необходимый для выживания лейкозных клеток, так и путь, контролирующий клеточное деление. При этом LDK прерывает пролиферацию лейкозных клеток, приводя их, в сущности, к самоуничтожению.
Благодаря подобной необычной комбинации эффектов исследование позиционирует новую молекулу LDK как наиболее селективное и наименее токсичное средство, чем любая применяемая сегодня терапия (камень в огород Gleevec). И это важно! Потому что за двадцать лет после появления Gleevec ничего столь же по-настоящему стоящего открыто не было. Может, хоть в этот раз повезёт... Впереди, надо думать, клинические испытания лет на десять, а там... посмотрим.
Подготовлено по материалам Американского гематологического общества.
| |