|
Собственного бензина на Украине производят все меньше, а стоит он все дороже. Переработка нефтепродуктов и производство топлива на Украине стремительно сокращаются.
В минувшем году падение переработки нефти достигло рекордного уровня - всего 15,6 млн тонн. Все крупнейшие кампании - производители топлива жалуются на убытки. Украина все больше завозит готовый бензин и дизтопливо из-за границы, - по более высоким ценам. что приводит к его удорожанию. Как сообщает корреспондент радио «Вести ФМ» на Украине ВС, бензиновый коллапс стране не грозит, но платить за него придется по европейским ценам.
Накануне кабинет министров отменил действие техусловий при производстве бензина и дизтоплива. Отныне украинский бензин должен четко соответствовать ГОСТ. Цель этой меры - повышение качества топлива, которое уже давно и справедливо критикуют. Косвенно отмена действия техусловий связана с «Евро-2012». Ожидают приезда большого количества фанатов на своих машинах - а местный бензин их явно не устроит.
Постановление кабинета министров де-факто оставляет без работы примерно 110 мини-заводов, которые до сих пор добавляли в низкооктановый бензин различные присадки. И продавали его - как 92-й или 95-й. Прежде всего, такой суррогат и создал плохую репутацию украинского бензина.
Еще одно решение кабинета министров, которое дестабилизировало ситуацию на рынке нефтепродуктов, - это введение для бензина и дизтоплива с 1-го июля стандарта «Евро-4». Более высокого, нежели действующий сейчас. Это означает, что после 1-го июля на украинских АЗС можно будет продавать топливо стандарта не ниже чем «Евро-4». Следовательно - его еще больше будут импортировать.
На Украине только 3 из 6 крупных НПЗ могут выдержать такой стандарт качества. Остальные должны либо закрыться, либо провести модернизацию - что дорого и долго. Хотя, по сути, модернизация нужна всем заводам. Устаревшее оборудование - еще советских времен - не обеспечивает того, что специалисты называю уровнем глубины переработки нефти. То есть, извлечения из сырой нефти всех полезных компонентов.
И они не могут конкурировать с современными заводами. В преддверии такой перспективы на Украине стали меньше закупать сырой нефти у традиционных поставщиков - прежде всего - России и Казахстана. Зато - увеличился импорт готовой продукции. В прошлом году впервые за всю историю половину всех продаж составило импортное топливо. Которое, естественно, дороже. Что привело к медленному, но неуклонному росту розничных сцен. Каждый месяц по чуть-чуть. И в результате - за год цены выросли примерно на 15%. После введения стандарта «Евро-4» стоимость топлива увеличится еще больше и вплотную приблизится к ценам в Европе. Впрочем, удорожание бензина - это мировая тенденция.
Мнение водителей на сей счет различается. Одни считают, что лучше дешевле, пусть и хуже. Другие - что качественное топливо себе окупает. Во-первых, увеличивается пробег на одной заправке. Во-вторых - мотор работает намного лучше.
| |