|
В Свердловской области в этом месяце начинается строительство инфраструктуры особой экономической зоны «Титановая долина», названной так из-за расположенного рядом крупнейшего в мире производителя титана «ВСМПО-Ависма». Сама корпорация стала первым резидентом зоны. Власти вместе с частными инвесторами готовы вложить 27 млрд рублей.
В апреле начнется строительство инфраструктуры особой экономической зоны «Титановая долина» в Свердловской области. За пять лет на освоение территории зоны будет потрачено 27 млрд рублей, сообщил в среду генеральный директор ООО УК «Титановая долина» Артемий Кызласов.
Из них около 10 млрд рублей - это бюджетные средства, и примерно по 8 млрд рублей - это частные инвестиции и деньги сетевых компаний, пояснил Кызласов, передает РИА Новости. Подготовка инфраструктуры на территории ОЭЗ будет проходить в два этапа, и основные затраты придутся на первую часть проекта, когда будут создаваться основные инженерные и транспортные объекты, добавил Кызласов.
Как говорится в презентации ОЭЗ, на первом - с 2012-2014 года - на территории площадью 295 га появится таможенный комплекс, железнодорожная станция, грузовой двор, пожарная часть, внутренние и внешние автодороги, первая очередь Верхнесалдинской ТЭЦ и автомобильные паркинги. На этом этапе ОЭЗ будет обеспечена электричеством, газом, теплом, водой, внутренними сетями и дорогами.
На втором этапе - 2013 -2016 года - на территории площадью 289 га будет построены грузовой двор для резидентов, административно-деловой центр, эстакада между 1-ой и 2-ой очередью, вторая очередь ТЭЦ. За периметром ОЭЗ будут построены бизнес центр, гостиница, выставочный центр и учебный комплекс.
По словам Кызласова, строительство подстанции стоимостью приблизительно в 8 млрд рублей предполагается осуществить полностью на средства частных инвесторов. В настоящее время две компании рассматривают возможность создания в ОЭЗ генерации, обе они находятся на этапе выработки технологического решения, добавил он.
К 2030 году на площадке «Титановой долины» планируется построено 65 предприятий и все виды инфраструктурных сетей. Общий объем инвестиций до 2031 году составит 64,5 млрд рублей, из них 54,3 млрд рублей - это инвестиции резидентов.
«Реально на месте ОЭЗ сейчас пустое поле. Фактически надо построить новый город. Строительство инфраструктуры окупается долго - более 7 лет. Затраты государства в инфраструктуру окупятся только в будущем за счет того, что в регион придут крупные инвесторы, новые производства, будут созданы новые рабочие места. Через пять лет бюджет начнет получать отдачу в виде налоговых поступлений от новых предприятий», - говорит газете ВЗГЛЯД Исполнительный директор филиала УК «Альфа-Капитал» в Екатеринбурге Алексей Лопарев.
На территории ОЭЗ площадью около 600 га можно разместить 15-20 компактных производств, каждые из которых занимают по 20-50 га, добавляет Лопарев.
Надо сказать, что выбор названия особой экономической зоны - "Титановая долина" - связан с расположенным рядом крупнейшим в мире титановым производителем - корпорацией «ВСМПО-Ависма». Однако это не ограничивает отраслевую специализацию ОЭЗ.
У нее уже есть два резидента. Первым стала компания «ВСМПО-Новые технологии» в августе прошлого года. Это предприятие учредил крупнейший в мире титановый производитель «ВСМПО-Ависма», 70% которого пока принадлежит госкорпорации «Ростехнологии». Скорее всего, вслед за титановым производителем в ОЭЗ потянутся и потребители титановой продукции. Титан используется не только в часах или ювелирных изделиях, но также в авиации и автомобилестроении, а также для компьютерных жестких дисков, для электростанций и заводов по опреснению морской воды.
Правда, "ВСМПО-Ависма" успела в 2009 году (еще до создания ОЭЗ "Титановой долины") открыть в России совместное предприятие по обработке титана с корпорацией Boeing - Ural Boeing Manufacturing. Завод занимается механической обработкой титановых штамповок для Boeing-787 Dreamliner и российских авиалайнеров. Однако ранее появлялась информация о том, что российская корпорация ведет переговоры с Airbus о вхождении в ОЭЗ. Однако чем закончаться переговоры пока не ясно.
Вторым резидентом «Титановой долины» в конце прошлого года стала компания «Синерсис», учрежденная «Электромашиностроительным заводом».
Желание воспользоваться льготами ОЭЗ и создать производство в «Титановой долине» выражают компании, работающие в сфере машиностроения, металлообработки, стройматериалов, химической промышленности и других, рассказывает газете ВЗГЛЯД начальник отдела по работе с резидентами Ольга Баженова.
Сейчас переговоры о получении статуса резидента ОЭС ведутся с более 30 компаниями, причем 40% из них - это иностранные компании, остальные - российские. Переговоры находятся на разной стадии, отмечает Баженова. Впрочем, два-три потенциальных резидента уже готовы подписать соглашение с «Титановой долиной», однако официально их имена можно будет назвать только летом, когда состоится экспертный совет по особым экономическим зонам промышленно-производственного типа при Минэкономразвития России, который должен одобрить резидентов, добавляет Баженова.
Смысл ОЭЗ не только в том, что создается промышленный парк со всей необходимой инфраструктурой, но и в том, что на территории этой зоны действуют налоговые и таможенные льготы. Так, резиденты первые пять лет смогут не платить налоги на имущество, землю и транспорт, а ставка налога на прибыль для них будет снижена с 20% до 15,5%. Кроме того, резиденты не платят таможенную пошлину при импорте продукции и НДС (18%).
Участвовать в проекте могут любые производственные предприятия, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Однако в первые три года объем капитальных вложений резидента должен составлять не менее 3 млн евро.
Налоговые льготы существуют и для других особых экономических зон. Всего их в России четыре. Кроме самой молодой «Титановой долины», уже работает ОЭЗ «Алабуга» в республике Татарстан, ОЭЗ «Липецк» в Липецкой области и ОЭЗ «Тольятти» в Самарской области (недалеко от «АвтоВАЗа»). Первая зона "Алабуга" начала строиться в 2006 году после того, как в России заработал специальный закон об ОЭЗ.
| |